Фонтаны кипятка начинают внезапно бить из асфальта потому, что коммунальщики так, "на живую", проверяют трубы. Возможные жертвы испытаний считаются при этом допустимыми — цель оправдывает средства. Этот принцип на самом деле применяется в России гораздо шире, и не только в ЖКХ.
С окончанием отопительного сезона городские коммунальщики начинают готовиться к следующему. В том числе — проверяют трубы. Вот почему в Петербурге то в одном, то в другом месте из земли начинают бить фонтаны. Например, сегодня это случилось на проспекте Ударников. А накануне — в Колпино. Пишут, что высота фонтана достигала 20 м и била на протяжении получаса.
В ГУП "ТЭК СПб" честно объясняют: проводятся гидравлические испытания. В ходе которых и рвутся трубы. С 12 мая, как официально предупреждали власти, "стартовала программа испытания тепловых сетей ГУП "ТЭК". До начала следующего отопительного сезона планируется провести 235 таких испытаний.
Гидравлические испытания описывают так: "Давление в трубопроводах увеличивают до уровня, примерно на четверть превышающего стандартную нагрузку, чтобы выявить слабые места тепловых сетей и предупредить возможное образование дефектов и сбоев в теплоснабжении в отопительный период". Проще говоря, энергетики дают в трубу мощное давление и с интересом смотрят, где рванет. Где прорвет, там, соответственно, и чинят.
Рвануть-то может где угодно. Каждый год из-за прорывов труб в кипятке обваривается по несколько человек. Кто-то насмерть. Некоторые, впрочем, отделываются инвалидностью, получая ожоги. Судя по новостям, в основном жертвами становятся пенсионеры или просто "прохожие". Может быть, конечно, считается, что это ничего страшного. Не трагедия. Пенсионеров много, а прохожих еще больше. Всем им без вопросов потом выплатят компенсации. Если когда-нибудь обварит ребенка, тогда, конечно, последует кампания. Как с тем мальчиком, которого убило ледяной глыбой. Хотя есть и другие способы инспектировать трубы. Например, давно уже изобретены и производятся даже в России разнообразные роботы, которых запускают в трубы. Некоторые модели могут даже сами залатывать дефекты.
Такой подход чем-то напоминает использование людей для разминирования. Во время войн солдаты раньше, бывало, пригоняли жителей ближайшей деревни и отправляли их цепью идти через минное поле. Саперов вызывать — так они когда еще приедут, еще и возиться будут целый день. А тут полчаса — и проход готов. Кто-то из крестьян, понятное дело, взрывался, но ведь не все же, правда? Тут как повезет.
Хотя принцип разведки боем вполне понятен, потому что вообще распространен в России. Примерно так у нас все устроено и, например, в политике. Власти точно так же проверяют дефектность системы внутреннего управления "на живую". Внезапно берется какой-нибудь регион, где начинают энергично прессовать губернатора, заводить уголовные дела на его заместителей, устраивать проверки и сопровождать все это медиакампанией. То есть закачивают давление выше нормы. Или можно взять любые выборы, на которых вдруг начинается какой-то совершенно аномальный уровень провокаций, фальсификаций, избиений наблюдателей. Это тоже как закачка давления. И смотрят, рванет или нет, и если да, то где. Если начнутся митинги и общее брожение умов, значит, систему нужно подкорректировать. Так же поступают — по крайней мере, это так выглядит — с болезненными социальными сферами. То вдруг начнут врачей в Москве резко сокращать, то вузы, к примеру, закрывать или там Академию наук реформировать. Давление повышается, на улицу выплескивается фонтан протеста, высаживается бригада чиновников-спасателей, реформа подкручивается до приемлемого уровня. Ну а если там отдельных кандидатов или академиков заденет, так кто ж их считает.