"Рейтинг юристов". Придет третий и побьет обоих. Это отрезвляет

Управляющий партнер Rightmark Group, председатель совета директоров "Лидер Групп" Александр Рассудов — о том, как не состоялись худшие ожидания минувшей зимы.

Полгода назад мы все думали, что к лету нас должна была накрыть волна новых громких банкротств, а кривая роста числа сделок по скупке активов по бросовым ценам должна была ставить новые рекорды. Но волна пока не накрыла, да и крупных спекулятивных сделок не так много. То ли бизнес научился быть более собранным в непростой момент, то ли еще не все "подушки безопасности" истрачены.
Впрочем, говорить, что бизнес живет по–старому, как ни в чем не бывало, было бы несправедливо. Если после 2008 года инструмент банкротства по разным причинам был любим как должниками, так и кредиторами, то сегодня у нас в практике и должники, и кредиторы стремятся до последнего использовать весь арсенал, предоставляемый институтом реструктуризации долга. Понимание, что во время противостояния может появиться третья сила, которая в экономическом плане покончит с обоими "борцами", отрезвляет и самых отважных. Сейчас мы помогаем одной группе компаний реструктурировать полумиллиардный долг, и ни одна из сторон не спешит с возбуждением процедуры банкротства, осознавая, что "эффект домино" в такой ситуации более чем возможен.
Если говорить о начинаемых бизнесом новых проектах, то порой ради возможности реализовать тот или иной замысел компании вынуждены осваивать отрасли, которые ранее были им абсолютны незнакомы. Например, переход к масштабной жилищной застройке, а также ситуация вокруг "Ленэнерго" остро поставили перед застройщиками и, соответственно, перед юристами вопросы, связанные с созданием, приобретением и, что самое главное, управлением объектами коммунальной инфраструктуры.
Несколько лет назад мы сопровождали сделку по покупке игрока локального рынка водоснабжения. От этой сделки во многом зависела судьба одного из стратегических проектов Петербурга. На тот момент мне казалось, что в ближайшей перспективе подобного рода сделки на петербургском рынке будут единичны. Но за короткий отрезок времени профильные юристы нашей фирмы были вынуждены стать специалистами по вопросам создания коллекторов, приобретения и управления котельными и другими объектами инфраструктуры ЖКХ, не говоря уже о кропотливой работе с тарифами. Потому что на это сегодня есть устойчивый спрос.
Учитывая все эти экономические реалии, бизнес закономерно предъявляет все больше требований к сфере юридических услуг и к самой профессии "юрист". Роль наблюдающего со стороны консультанта, который перечисляет правовые основания, почему нельзя или почему не получится, объективно не может устраивать бизнес.
К сожалению, корень этой проблемы во многом кроется в нашей системе юридического образования, которая учит знанию конкретных норм, а не духу права, экономической логике и соответствующему образу мышления. Очень хочется надеяться, что муссируемая последняя время реформа профессии "юрист", которая должна затронуть и систему обучения профессии, учтет эти ожидания бизнеса, в том числе и юридического.