По словам главы Сбербанка, острая фаза кризиса уже пройдена, хотя сегодня и нельзя говорить о чем-то с уверенностью. При этом, по данным Росстата, годовое падение промышленного производства только ускорилось — до 4,5% по итогам апреля с 0,6% в марте. Есть подозрение, что глава крупнейшего банка намекает на необходимость и дальше снижать ключевую ставку для оживления экономики.
Как заявил журналистам глава Сбербанка Герман Греф, хоть сегодня сегодня и нельзя говорить о чем-то "с полной уверенностью", но "острая фаза", на его взгляд, прошла. А накануне похожее высказывание сделал первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов — он, в частности, говорил о том, что хватит списывать свои проблемы на кризис. "Постоянное апеллирование к кризису уже не уместно. Необходимо переходить к повестке развития", — приводит цитату первого вице-премьера ТАСС. Конкретных цифр Игорь Шувалов не приводит, не говорит об этом и Герман Греф.
Заявление Германа Грефа можно воспринимать и как просьбу к ЦБ скорее снизить ключевую ставку для оживления экономики дешевыми деньгами, и как сигнал бизнесу о том, что и ему пора бы перестать жаловаться. Если миновала "острая фаза", значит, сейчас должна начаться какая-то другая фаза. Статистика, регулярно публикуемая официальными ведомствами, неоднородна и от месяца к месяцу меняется в разные стороны.
С одной стороны, годовое падение промышленного производства, по подсчетам Росстата, в апреле выросло до 4,5%. Еще в марте его прогнозировали на уровне 0,6%. Впрочем, в феврале показатель составлял 1,6%. По итогам 4 месяцев промышленное производство снизилось на 1,5%. Показатель в 4,5% создает негативный фон для II квартала и дает основания предполагать, что I квартал вряд ли был низшей точкой, отмечают в Sberbank CIB. Общее замедление экономики в I квартале составило 2,2%, говорил глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Последний прогноз ведомства на 2015 год — 3%.
Однако недельная инфляция по-прежнему остается на уровне 0,1%, что дает снижение годовой инфляции до 16%, в апреле она вырисовывалась на уровне 16,4%. Сегодня министр финансов Антон Силуанов сообщил, что, по прогнозам его подчиненных, к концу года инфляция упадет до 11%, а ВВП по итогам года снизится на 2,5%. При этом острую фазу падения здесь прогнозируют уже на III квартал, но обещают, что к концу года "ситуация улучшится".
Все эти высказывания вкупе с официальными показателями, пожалуй, можно расценить как начало подготовки рынка к очередному, возможно даже серьезному, снижению ключевой ставки. Впрочем, резкое снижение тоже грозит инфляционным скачком. Решение относительно ставки будут принимать уже 15 июня. Понятно, что свет клином на ней не сошелся, однако низкая ставка тянет вниз и ставки на кредиты. Дешевые деньги для бизнеса могут пусть и не разогнать, но хотя бы замедлить падение экономики. Дешевые кредиты для граждан могут подстегнуть потребление, что тоже, в общем, неплохо.
Темпы роста банковского кредитного портфеля в марте замедлились до 21,4% к прошлому году по сравнению с 25,5% в феврале и 30,7% в январе, сообщалось в конце апреля. По итогам 2015 года "ВТБ 24", например, прогнозировал падение кредитования физлиц на 9%.
Ключевой показатель, на который обещал обращать внимание ЦБ, — это именно инфляция. По итогам 2014 года ключевая ставка в 17% была много выше годовой инфляции, которую позже оценили в 11,4%. Постоянно снижая ставку в этом году, регулятор демонстрирует, что опускать ее ниже инфляции он не боится. Консенсус-прогноз аналитиков по итогам последнего снижения ставки до 12,5% гласит, что к концу года она вполне может оказаться в коридоре 8-10%. Прогноз ЦБ по инфляции, озвученный в день снижения ставки, 30 апреля, — 8% в апреле 2016 года (год к году).