Почему в России не произошел обещанный бум виртуальных мобильных операторов

Автор фото: Джапаридзе Михаил/ТАСС

Прошел год с тех пор, как стало возможным сохранять номер при смене оператора. Но обещанного бума виртуальных игроков, работающих под своим брендом на чужой сети, не произошло. По словам экспертов, сотовые операторы не хотят их пускать на свою сеть.

На прошлой неделе стало известно, что виртуальный оператор Yota еще в конце апреля сменил гендиректора: на место Анатолия Сморгонского, который пробыл в должности год, пришел Михаил Дубин, который одновременно занимает пост исполнительного директора "МегаФона" (Yota — "дочка" "МегаФона") по развитию бизнеса на массовом рынке.
"Мы выходим на новый этап развития, — объясняют в Yota. — Перед Анатолием Сморгонским стояла задача по созданию и запуску оператора. А сейчас мы переходим в стадию зрелого бизнеса".

Но рынком информация о "замене на переправе" была воспринята в том смысле, что акционеры "МегаФона" недовольны развитием Yota. И вообще виртуальные операторы себя ярко не проявили, говорят связисты. Виртуальный оператор (он же MVNO, mobile virtual network operator) работает на чужой сети, но под своим брендом.
Полтора года назад отраслевые аналитики прогнозировали бум виртуальных операторов в России. Тогда рынок связи готовился к внедрению услуги MNP (mobile number portability) — сохранение номера при смене мобильного оператора. Уже год, с апреля 2014–го, эта услуга полномасштабно работает. Но бума "виртуалов" так и не случилось.

Неопределенность

Сейчас в России у виртуальных операторов обслуживается 1,2 – 1,3 млн абонентов, оценивают в IKS–Consulting, — это не считая пользователей Yota, которую консалтеры считают не MVNO, а проектом "МегаФона" (у Yota, по их данным, около 1,5 млн клиентов). По словам аналитиков, большую часть рынка занимает "Связной Мобайл" с 800 тыс. пользователей, далее следуют старожилы "КантриКом" (бренд "Алло Инкогнито") со 120 – 150 тыс. абонентов и "Матрикс Телеком" (Matrix Mobile) с 60 – 80 тыс., остальное — небольшие игроки. Аналитики "Рустелекома" как раз "Связной Мобайл" называют брендированным тарифным планом МТС, а к полноценным "виртуалам" относят, например, АТС Смольного и "Вайнах Телеком". Эта терминологическая неопределенность тоже хорошо характеризует рынок.

Одинокий процент

По данным GSMA Intelligence, в мире на конец 2014 года работало 992 виртуальных оператора, из них 585 — в Европе. В России их немногим больше 20, по самым оптимистичным подсчетам отечественных аналитиков.
"Главная причина — сотовые операторы не заинтересованы пускать на свою сеть виртуальных, — говорят в IKS–Consulting. — И государство не поддерживает "виртуалов". В ряде стран операторы обязаны пускать на свою сеть других игроков. Плюс у нас момент был упущен: если бы закон о переносимости номеров вышел не 2 года назад, а лет восемь, все могло быть иначе. А сейчас проникновение сотовой связи — 170%, рынок уже сложился". Высказывания операторов укладываются в то же русло: сделайте нам предложение, от которого мы не сможем отказаться. "Связной", например, предложил МТС свою подготовленную аудиторию (пользователи программы лояльности) и сбытовую сеть.
По словам сотовиков, далеко не все желающие стать MVNO готовы взять на себя маркетинг, продажи, биллинг, тарификацию, обслуживание, а партнер–паразит никому не нужен — это первое. Второе — на рынке и без того высокая конкуренция. Третье — услуги связи в РФ сравнительно дешевы, а ведь 26% "виртуалов" в мире — дискаунтеры. Правда, там есть еще большие группы: операторы, заточенные на передачу данных, аудиторию мигрантов, клиентов крупных ретейлеров, бизнес. Как раз на мигрантов ориентируется "МТТ Групп" (Aiva Mobile), стартовавшая как MVNO в августе 2014–го, аккурат перед кризисом. Сейчас у нее 35 тыс. абонентов, до конца года она собирается увеличить базу до 100 тыс. В компании предлагают взглянуть на ситуацию с MVNO иначе: нельзя сказать, что бума не случилось, просто ранее считалось, что "виртуалы" будут массовыми, а они в силу специфики рынка оказались нишевыми.
Впрочем, зарубежные операторы тоже ориентируются на ниши, но доля их абонентов в некоторых странах достигает 15% рынка, а у нас — 1%.