Чистый взгляд на мир

Рынок услуг по мытью фасадов в торговых и бизнес–центрах Петербурга объемом примерно 2 млрд рублей в год в последнее время сокращается.

Заказов по сравнению с прошлым годом стало меньше на 30–40%, а если сравнивать I квартал нынешнего года с I кварталом прошлого, то можно говорить о сокращении примерно на 50%. При этом некоторые владельцы офисов идут на некоторую оптимизацию уборки, чтобы тратить на эту статью как можно меньше денег. "Средняя сумма заказа заметно упала. Сразу несколько наших постоянных партнеров просят мыть только фасады, выходящие на улицу, а те, что выходят во двор, чистят сами из шланга. Но в основном моют фасады не раз в 2 месяца, как раньше, а раз в 3–4 месяца", — рассказывает генеральный директор ООО "Clean И. К." Алла Нахатченко.

Пыль — не повод убираться

Одной из особенностей рынка услуг по мытью фасадов в коммерческих центрах является его сезонность — зимой компании простаивают, оказывая в основном "общеклининговые" услуги. Весна — это пик на рынке. Именно в это время появляется большинство заказов. Однако некоторые фирмы, пользующиеся услугами клининговых агентств, предпочитают подождать до первых летних месяцев, когда начинается время скидок.
В этом году ситуация изменилась, несмотря на то что петербургские "пыльные бури" никуда не делись. "Мы вынуждены были сократить штат, пока только на 10%. А год назад в конце апреля мы еще набирали дополнительных людей — столько было работы. Насколько я знаю, такая же ситуация у наших конкурентов, а их по городу около пятидесяти", — пояснила Алла Нахатченко.
Главной причиной спада на рынке стало значительное сокращение арендуемых площадей, что в конечном счете сказалось и на количестве заказов на мытье фасадов. "У нас в управлении восемь бизнес–центров, почти во всех из них наполняемость составляет 60–65%, это на треть меньше, чем год назад. Мы просто вынуждены снижать накладные расходы", — заявил Святослав Мазур, директор по маркетингу УК "Русский форт".

Без борьбы за клиента

Несмотря на довольно сложную ситуацию на рынке, крупные компании не стремятся менять ценовую политику. Появляются фирмы, которые выигрывают за счет низкой стоимости.
"Клининговые компании очень неохотно снижают цены, так что мы осенью и зимой вообще не пользовались их услугами. Сейчас появились компании, которые делают все пусть и не так качественно, но по разумным ценам. Так что все фасады в наших объектах к началу мая блестели, как и всегда. Но нам это обошлось на четверть дешевле, чем год назад", — сказал Святослав Мазур.
Генеральный директор ООО "Альфа Клининг" Артем Насыров отметил, что если существует не один десяток клининговых компаний в городе, значит, спрос есть. "Очень много новых компаний открылось за последний год–два. Интерес к клининговым компаниям растет", — считает эксперт.

Наперекор рынку

В целом рынок клининговых услуг в Петербурге за последний год вырос на 20%, несмотря на сложную экономическую ситуацию. Но бизнесмены говорят о некотором сокращении в отдельных его сегментах, в частности в сфере услуг по мытью фасадов. В этом сегменте рынок просел заметнее всего — заказчики предпочитают чистоту и порядок внутри офиса, переставая уделять должное внимание внешнему облику.
"Сложно выделить фирмы, которые чаще обращаются в клининговые компании. Очень часто представительства западных фирм приходят к нам, большинство бизнес–центров обслуживает клининг–агентства. Более того, бывает, что к нам обращаются фирмы, которые арендуют офисы в бизнес–центрах, но их не устраивает клининг от владельца здания, который часто входит в стоимость аренды", — пояснил Артем Насыров.
Отказ от услуг по мытью фасадов более характерен для бизнес–центров классов В и С, в то время как владельцы БЦ класса А продолжают следить за внешним обликом фасадов. При этом эксперты утверждают, что востребованность подобных услуг даже для зданий более низкого класса вскоре возрастет: имидж компании невозможно сформировать исключительно чистыми полами.