Как бюрократия в Петербурге мешает малому бизнесу развиваться

Автор фото: Беликов Валентин

Михаил Белоногов - о том, как бюрократия в Петербурге мешает малому бизнесу развиваться.

Раньше разрешение на сезонную уличную торговлю бизнес получал в районных КУГИ. В этом году разрешение на торговлю, в том числе скоропортящейся корюшкой, решили выдавать с помощью торгов — в едином аукционном центре на Лиговском пр. Там нам выдали талмуд документов, которые нужно было заполнить и подготовить, для того чтобы принять участие в аукционах и потом попасть в городскую схему размещения. И только потом можно было начать торговать. Повертев в руках кипу запросов и перечень справок, мы решили отправиться в Ленинградскую область. В администрации города Всеволожска прохождение процедуры подготовки документов заняло один день, стоимость одной точки составила 250 рублей в сутки. Мы открыли шесть точек. Но официальное разрешение все–таки не уберегло от произвола полиции: проверки проходили по шесть раз на дню на протяжении всего торгового сезона. Может быть, полиция путала нас с нелегальными торговцами, которых всегда неизменно больше на улицах, чем продавцов, соблюдающих закон. Но тем не менее стоит отметить, что бюрократии в Ленинградской области на порядок меньше, чем в Петербурге. Законы у нас разные, может быть?
Проблема лоточной торговли существует в Петербурге и Ленобласти давно. На протяжении последних лет, вплоть до 2015 года, в Россию зимой проникала эстонская и финская корюшка — так называемый "прилов". Ее морозили, и накануне путины финская корюшка появлялась на городских лотках. Конечно, она отличалась по вкусу и качеству от свежепойманной, но, так как этот продукт в рекламе не нуждается, рыба продавалась хорошо. Формировалась и цена, и к моменту появления петербургской корюшки торговать рыбой можно было лишь с наценкой к уже сложившейся цене максимум в 10–15 рублей, не более.
В этом году в связи с эмбарго конкурентов на рынке корюшки не было: лов был невелик, а большой спрос держал высокую цену, на чем нагревали руки недобросовестные предприниматели: только на перекрестке у станции метро "Проспект Просвещения" мы насчитали 14 торговых точек, которые, по нашему мнению, работали там нелегально. И такая ситуация по всему городу. Сколько бы ни хвалили глав администраций за их работу, но, пока на вверенной им территории работают такие торговцы, коррупцию не победить. Пробиться на центральные улицы города так же не просто и с сувенирной продукцией — больше половины матрешек, которые продаются на улицах, произведены в Китае, местным ремесленникам негде продавать плоды своего труда. Между тем как в Европе все площади и исторические места городов отданы под блошиные рынки или лотки народных умельцев. В сезон мы могли бы продавать также лесные и садовые ягоды, грибы: сельское население заготавливает эту продукцию. Но вся ягода в основном едет за границу, там ее перерабатывают и в виде вытяжек поставляют обратно в Россию, где их используют в виде компонентов для кондитерских изделий и пр. Мы не раз предлагали нашим заводам сырье, но им это не нужно: оборудование по переработке стоит громадных денег, и они не готовы в него вкладываться. Можно было бы продавать ягоду с лотков, но для этого надо получить места, что сделать не просто. Получается замкнутый круг. Пока для производителей и заготовителей не будут создаваться доступные торговые места, трудно говорить о реальной поддержке малого бизнеса.