Малоизвестные сети благодаря кризису открывают магазины в крупных торговых комплексах

Автор фото: Ковалев Петр

Небольшие и малоизвестные розничные сети получили возможность открывать магазины в крупных ТРК. В кризис арендодатели стали менее требовательны и избирательны.

Компании малого и среднего бизнеса стали открывать свои объекты розничной торговли в торгово–развлекательных комплексах, хотя до кризиса не могли туда попасть, говорят брокеры. Некоторые арендаторы начинают тестировать свои продажи в ТРК с небольших островков.
Собственники торгово–развлекательных комплексов стали более гибкими в переговорах, менее требовательными и избирательными. При этом за последний год максимальные базовые ставки для новых договоров аренды снизились на 30–35%, рассказали "ДП" и участники рынка торговой недвижимости, и арендодатели.

Бриллианты и платья ручной работы

Костромской производитель ювелирных изделий "Белый бриллиант" решил создать собственную розничную одноименную сеть, причем первые магазины компания начала открывать в Петербурге.
Сначала компания открыла островок в ТРК "Жемчужная плаза" площадью 10 м2 и поняла, что спрос на ее продукцию есть, несмотря на то что средний чек — 40 тыс. рублей. "Когда наш островок начал показывать результаты, мы поняли, что надо открывать полноценные магазины", — рассказывает директор сети "Белый бриллиант" Никита Кузнецов.
Сегодня у костромской компании уже три действующих магазина в торговых комплексах "Лето", "Европолис" и "Жемчужная плаза" площадью от 30 до 60 м2, а также зарезервированы места в строящихся ТРК. Инвестиции в открытие одного магазина с учетом ремонта, оборудования и товарного запаса превышают 15 млн рублей.
Небольшие сетевые игроки, занимавшие места ранее в более дешевых торговых комплексах, теперь выходят в крупные ТРК. Например, сеть обувных магазинов "1000 и одна туфелька", начинавшая с открытия в обувных торговых центрах "Платформа", сейчас имеет магазины в ТРК "Лето", "Гранд Каньон" и "Монпансье". Начали открывать свои магазины и шоу–румы в крупных ТРК и российские дизайнеры одежды: так, в "Галерее" открылся бутик российского дизайнера одежды Яниса Чамалиди, а в атриумной зоне "Лета" недавно был открыт магазин платьев ручной работы "Принцесса де Монако".

Батутные парки

Небольшие компании, работающие на рынке развлекательной индустрии, раньше тоже не могли позволить себе открываться в ТРК.
"У нас очень низкая рентабельность, поэтому докризисные ставки аренды для нас были неприемлемы", — рассказывает Антон Салов, представитель компании "Батутный парк № 1", отмечая, что теперь его компания стала интересна для солидных арендодателей.
"Мы открываем в мае первый батутный парк новой сети площадью 200 м2 в "Жемчужной плазе", затем открываем объект в ТРК "Лето", уже на 1 тыс. м2", — рассказал Антон Салов.
"Арендодатели очень гибко подходят к обсуждению условий", — говорит Никита Кузнецов. При этом он отмечает, что в такие успешные комплексы в центре города, как "Галерея" и "Стокманн", компания попасть не смогла. Несмотря на кризис, в этих центрах по–прежнему существует лист ожидания.
Однако это удалось сделать компании Freedom store, продающей одежду российских дизайнеров из различных регионов.
"В середине декабря 2014 года этой компании удалось занять помещение площадью около 150 м2 на втором этаже торгово–развлекательного центра "Галерея", — рассказал директор департамента брокериджа NAI Becar в Петербурге Михаил Рожко.

Раньше не звали

Сегодня происходит активная ротация арендаторов, в том числе и в успешных ТРК. В прошлом году с петербургского рынка ушли несколько сетевых брендов, которые освободили достаточно большие площади, говорит директор департамента исследований Colliers International в Петербурге Вероника Лежнева. Сегодня в успешные ТЦ приходят бренды, которых раньше туда арендодатели не допускали, отдавая предпочтение известным международным маркам и крупным компаниям.
В ТРК подтверждают, что к ним приходят молодые, малоизвестные бренды. "Мы наблюдаем тенденцию выхода на рынок новых операторов, у которых или еще нет опыта работы в ТРК, или этот опыт ограничивается одной–двумя точками в работающих комплексах", — говорят в ТРК "Жемчужная плаза".
Сейчас доля вакантных площадей в среднем в ТРК составляет 7–8%, к середине года в наименее качественных объектах она вырастет до 30–40%, а к концу года — еще выше, прогнозируют эксперты.
По оценке JLL , за последний год максимальные базовые ставки для новых договоров аренды снизились с $2 тыс. до $1,3 тыс. за 1 м2 в год, без учета НДС и эксплуатационных расходов.
Безусловно, малым компаниям теперь проще арендовать помещения в ТРК города. Однако тут есть другая сторона медали: если в 2008–2009 годах в случае ухода сетевых ретейлеров девелоперам достаточно легко удавалось их заменить несетевыми арендаторами, то теперь бизнес малых компаний также пострадал очень сильно, поэтому найти замену не так–то просто. То есть вопрос не в том, что малым компаниям не найти площади в аренду, а в том, что собственникам ТЦ в принципе сложно заполнить освобождающиеся помещения, поэтому они стремятся договориться с текущим арендатором, предоставив ему специальные условия.
Владислав Фадеев
руководитель отдела исследований компании JLL в Санкт–Петербурге
На фоне того, как крупные розничные сети пытаются пересмотреть условия работы в сторону снижения арендной платы или закрывают некоторые магазины, небольшие компании активнее захватывают рынок. Главная задача арендодателя — убедиться в том, что новый оператор реализует проект качественно и в рамках концепции торгово–развлекательного комплекса. Сегодня появляется много новых проектов, стартапов, бизнес–модель которых позволяет существовать и развиваться в текущей экономической среде. Увеличилось количество заявок на аренду от операторов, планирующих работать по франшизе.
Петр Миронов
заместитель директора отдела аренды SRV (ТРК "Жемчужная плаза")