Подписание соглашений с КНР принесет РФ десятки миллиардов долларов инвестиций

Автор фото: Артем Коротаев/ТАСС

Сегодня в Москве лидеры КНР и РФ подпишут около 40 документов о сотрудничестве на десятки миллиардов долларов. Только на лизинг сотни самолетов SSJ-100 придется более $3 млрд. В российскую экономику планируется привлечь до $20 млрд за 3 года через РФПИ.

Сегодня в Москве лидер КНР Си Цзиньпин и Владимир Путин подпишут примерно 40 документов о сотрудничестве в различных сферах экономики. Это принесет РФ десятки миллиардов долларов. Одна только лизинговая программа сотни самолетов SSJ-100 даст более $3 млрд. В российскую экономику планируется привлечь до $20 млрд за 3 года через Российский фонд прямых инвестиций.
Пока итоги переговоров, проходивших в узком формате, обнародованы не полностью, в СМИ начинает появляться их приблизительное содержание. Всего будет подписано около 40 соглашений, сообщил журналистам помощник президента РФ Дмитрий Ушаков. Речь, например, идет о строительстве скоростной магистрали Москва — Казань, в которую китайская сторона готова вложить в целом свыше 354 млрд рублей. Дополнительные средства, сверх ранее оговоренных 302 млрд, Китай внесет, если РФ предоставит госгарантии. Строительство трассы длиной 770 км планируется начать осенью-зимой следующего года, а запустить в 2020 году, стоимость проекта РЖД оценивает в 1,068 трлн рублей. Пока на этот счет подписан только меморандум.
"Газпром" уже подписал соглашение с китайской CNPC по поставкам газа по газопроводу "Алтай". Который, как сообщалось ранее, должен заработать после 2020 года. Ожидается и подписание меморандума об инвестициях в строительство целлюлозно-бумажного комбината за 50 млрд рублей в Томской области пишет ТАСС.
Уже известны детали соглашения по лизингу сотни самолетов SSJ-100 более чем на $3 млрд. Уже в следующем году Объединенная авиастроительная корпорация намерена через совместную лизинговую компанию отправить заказчикам из Китая и Юго-Восточной Азии 36 лайнеров.
Кроме того, Российский фонд прямых инвестиций накануне объявил о создании в сотрудничестве с Китайской инвестиционной корпорацией Российского-китайского инвестфонда. Его капитал составит $2-4 млрд. Больше 70% средств будут инвестированы в проекты на территории России и СНГ, 30% отойдут в пользу китайских проектов с российским участием, сообщается на сайте РФПИ. CIC и РФПИ вкладываются в фонд равными долями — по $1 млрд. Еще $1-2 млрд планируется привлечь от внешних инвесторов.
Глава РФПИ Кирилл Дмитриев уже поделился с РБК некоторыми подробностями на этот счет. Только за 3 года планируется привлечь в экономику РФ около $20 млрд, цитирует его издание. Фонд будет давать деньги либо в капитал, либо в виде кредита на небольшую часть проекта, остаток в виде кредитов должны внести китайские банки.
При этом компании, претендующей на инвестиции, не обязательно работать с китайскими проектами, главное — хорошая кредитная история, небольшое количество долгов и хотя бы частичная ориентация на экспорт, говорит Дмитриев. Таким образом, очевидно, хотят решить проблему доступа к более дешевым иностранным кредитам, закрытого с введением санкций. К слову, сегодня стороны уже договорились об избежании двойного налогообложения процентов по кредитам, что поможет снизить их стоимость. Кроме того, пишет ТАСС, банк "ВТБ" и Экспортно-импортный банк Китая подписали соглашение о кредите почти на 3 млрд юаней.
Укрепление сотрудничества с Китаем, главным торговым партнером РФ, происходит как нельзя кстати. С начала года оборот российско-китайской торговли упал на 32,9%, до $19,5 млрд рублей. По информации Главного таможенного управления КНР, экспорт продукции из Китая упал на 35,6% до $9,37 млрд. Импорт в Китай снизился на 30,1%, до $10,14 млрд. Впрочем, в качестве одной из причин называют падение курса рубля.
Солидарен с этой точкой зрения и макроэкономист Альфа-Банка Дмитрий Долгин, который пока воздерживается от комментариев по сегодняшним соглашениям с КНР. Снижение российского товарооборота с Китаем не отличается от общей динамики товарооборота со всеми странами, говорит эксперт. "Это означает, что, во-первых, ключевым фактором падения стоимостного выражения оборота стала динамика курса рубля и, во-вторых, несмотря на усложнение экспортно-импортных отношений между Россией и ЕС доля Китая в российском внешнеторговом обороте пока не демонстрирует заметного роста", — говорит Дмитрий Долгин.
Ранее оборот между странами только рос. В прошлом году, по данным Главного таможенного управления КНР, рост составил 6,8% — до $95,28 млрд. Импорт России в Китай увеличился на 4,9%, до $41,6 млрд, рост экспорта в Россию составил 8,2%, с итогом в $53,68 млрд. В 2013 году рост товарооборота России и Китая составлял всего 1,1%. По данным Минэкономразвития РФ, товарооборот между странами в ушедшем году составил $88,38 млрд, доля Китая в общем товарообороте с РФ составила 11,3%, увеличившись с 10,5% в прошлом году.
В структуре российского экспорта в Китай заметно преобладает "минеральное топливо, нефть и нефтепродукты", на которые по итогам 3 кварталов прошлого года пришлось больше половины экспорта в стоимостном выражении — 71,2% (в прошлом году 67,8%). В физическом выражении они выросли до 47,9 млн т, в стоимостном — до $22,3 млрд.
Основными товарами, поставляемыми из КНР в Россию, стали машины и оборудование — 33,75% и $13,3 млрд. Среди них почти равные доли занимают энергетическое, технологическое оборудование, станки и насосы, а также электрические машины и оборудование. На втором месте в товарной структуре с огромным отрывом — "пушнина, меховое сырье, мех, изделия" с долей 4,31% и стоимостью $1,7 млрд.