"ВТБ 24" запустил терминалы самообслуживания

Автор фото: Егор Алеев/ТАСС

"ВТБ 24" запустил новые терминалы самообслуживания, которые будут стоять в отделениях банка рядом с банкоматами. Они не принимают наличных и работают только с пластиковыми картами. По словам аналитиков, "ВТБ 24" уже опоздал как минимум на 2 года в сравнении с аналогичными действиями Сбербанка, но у него есть возможность догнать конкурента.

"ВТБ 24" запустил пилотный проект новых терминалов самообслуживания, говорится в сообщении банка. Терминалы не выдают и не принимают денежные купюры, они работают исключительно с пластиковыми картами. В этом заключается их главное отличие от банкоматов.
"По сути, мы разделяем наши устройства самообслуживания на два направления: банкоматы предназначены в первую очередь для работы с наличными, терминалы – для удобного осуществления разнообразных платежей и банковских операций", — комментирует Елена Лоскутова, начальник управления развития сетей самообслуживания "ВТБ 24".
"Платежные операции и операции по внесению/снятию наличных денежных средств на счет различаются по времени и требуют различного пользовательского интерфейса. Поэтому логично сосредоточить эти операции в разных дистанционных каналах обслуживания", — пояснил Иван Макаров, пресс-секретарь "ВТБ 24" по СЗФО.
В терминалах самообслуживания клиенты смогут проводить платежи и переводы и открывать вклады. Идентификация клиента в таком случае происходит так же, как и в банкомате, — с помощью пластиковой карты.
Восемь первых терминалов в Петербурге установили в начале лета в зонах круглосуточного обслуживания в офисах банка. "Именно в Петербурге клиенты активнее всего реагируют на новые устройства: уровень операций практически сразу достиг уровня выше среднего", — отметил Иван Макаров. Также спрос на терминалы проверяют в Москве, Московской области и Смоленске. По словам Елены Лоскутовой, в целом по России по результатам тестирования терминалов в первые недели выяснилось, что количество платежей через терминалы превышает аналогичный показатель для расположенных рядом банкоматов.
По словам Ивана Макарова, в случае признания пилотного проекта успешным "ВТБ 24" планирует устанавливать терминалы в наиболее популярных у клиентов отделениях. Точное количество устройств, которые банк установит на первоначальном этапе реализации проекта, будет определено после проведения "пилота". Выбор поставщика и финансовые условия сделки будут определены по факту проведения официального тендера.
Терминалы самообслуживания, которые тестируются, — это ранее купленные банком устройства, с обновленной технологией работы и сценария. Их производят те же компании, что изготавливают и банкоматы: NCR и Wincor Nixdorf, уточнил Иван Макаров.
"Мы понимаем, что далеко не первые на рынке запускаем такую технологию, но можем с уверенностью говорить о предоставлении наиболее полного комплекса услуг в зоне самообслуживания в отделениях банка", — отметила Елена Лоскутова.  
"ВТБ 24" уже опоздал по меньшей мере на 2 года в сравнении с аналогичными действиями Сбербанка. Однако теперь он быстро догонит конкурента", — комментирует Анна Бодрова, старший аналитик "Альпари".
В Сбербанке, в свою очередь, используются устройства самообслуживания трех типов: с функцией взноса и выдачи наличных, с функцией выдачи наличных и с функцией взноса наличных. Все типы устройств позволяют клиентам выполнять операции по пластиковым картам, уточнили в пресс-службе.
В рамках переформатирования сети офисов в 2011 году Сбербанк запустил так называемые зоны самообслуживания, в которых установлены подобные терминалы. Опыт Сбербанка в этой сфере оказался успешным, и он наращивает количество офисов с такими зонами. По данным пресс-службы банка, в 2014 году количество зон самообслуживания на Северо-Западе выросло в 1,5 раза — с 291 до 428 единиц. С начала 2015 года сеть в регионе выросла еще на 4%. "Также офисы самообслуживания используются в местах, где потребность в присутствии банка высока, но при этом нет необходимого помещения для полноценного офиса банка", — уточнили в Сбербанке.
По словам экспертов, такие терминалы в первую очередь улучшают качество обслуживания, а именно позволяют клиентам не зависеть от режима работы основных офисов. С помощью устройств самообслуживания можно получать наличные деньги, совершать платежи за сотовую связь, оплачивать коммунальные услуги, осуществлять денежные переводы, погашать кредиты, в том числе выданные другими банками.
"Терминалы самообслуживания — это кратчайший путь к последующему сокращению издержек банком. Другое дело, что к такому терминалу все равно нужно будет приставить сотрудника, компетентного в вопросах открытия вкладов и работы пластиковых карт. Что касается проведения платежей посредством карт через такие терминалы, то нужно будет увидеть, насколько интерфейс интуитивно понятен клиенту. Чем проще система, тем быстрее к ней привыкнут клиенты банка", — констатирует Анна Бодрова.
Известно, что в 2015 году "ВТБ 24" планирует сократить численность персонала на 7%. Глава банка Михаил Задорнов ранее заявил, что это связано со снижением спроса на банковские продукты. В настоящее время в банке работают 36 тыс. человек, после оптимизации число сотрудников сократится примерно до 33 тыс. человек.
Убыток "ВТБ 24" в первом полугодии составил 12,3 млрд рублей против прибыли в 10,5 млрд рублей годом ранее, следует из материалов банка. Во II квартале показатели начали улучшаться: банку удалось сократить убыток вдвое — с 8,1 млрд до 4,2 млрд рублей. Глава банка Михаил Задорнов объяснил ухудшение финансового результата в первом полугодии удорожанием депозитов. Вместе с тем процентные расходы во II квартале снизились лишь на 8,4%, до 43,6 млрд рублей, а расходы на резервы у банка по сравнению с прошлым годом выросли незначительно — на 2,7 млрд, до 37,8 млрд рублей.
"ВТБ 24" входит в международную группу "ВТБ", специализируется на обслуживании физических лиц, индивидуальных предпринимателей и предприятий малого бизнеса. Банк насчитывает 1062 отделения в 72 регионах России. По величине активов "ВТБ 24" занимает 5-е место по России (по данным на 1 июля активы составляют 2,7 трлн рублей).