Ретромузеи едут в Петербург

Миллиардер Вагиф Мамишев построит в Петербурге новый музей ретроавтомобилей вместо двух закрывшихся.

Глава группы промышленно–строительных компаний "Петровский строитель" (бывшая ГК "Конрад") Вагиф Мамишев купил коллекции ретроавтомобилей, выставлявшиеся в Выборге и Зеленогорске, и создаст музей исторических машин в Петербурге. По оценке экспертов, с учетом стоимости коллекции затраты инвестора могут составить 150–200 млн рублей.

Два в одном

Как рассказал Вагиф Мамишев, основу его коллекции, которая насчитывает 186 экспонатов, составили машины из музеев ретроавтомобилей Выборга и Зеленогорска, которые он приобрел несколько лет назад.
По его словам, это третья по размеру в мире и крупнейшая в России коллекция старинных машин. В ней, в частности, есть авто, принадлежавшие Юрию Гагарину, Владимиру Высоцкому, Никите Хрущеву, Леониду Брежневу, Элвису Пресли и Мэрилин Монро. В коллекции присутствует трофейная техника времен Второй мировой войны и транспортные средства, использовавшиеся на съемках кинофильмов. Экспонаты коллекции ежегодно задействуются в городских мероприятиях. Например, традиционно участвуют в автопробегах в День Победы. Вагиф Мамишев сообщил, что уже не первый год просит городские власти выделить ему участок для создания музея. Но, пока этого не произошло, он построит небольшой музей рядом с принадлежащим ему заводом ОАО "Автоарматура" на ул. Салова.
Помимо собственных машин коллекционера в будущем музее планируется выставлять исторические авто других владельцев, говорит Вагиф Мамишев. По его информации, две машины готов предоставить президент Владимир Путин. Согласно налоговой декларации президента, ему принадлежат две "Волги", выпущенные в 1950–х годах.
По оценке NAI Becar, строительство музея может обойтись в 80 млн рублей. Минимальная площадь выставочного зала для демонстрации коллекции — 2 тыс. м2.

"Бизнеса здесь нет"

Музей ретроавтомобилей в Зеленогорске был открыт в 2008 году, в нем насчитывалось около 120 экспонатов. В 2009–м открылся его филиал в Выборге. Музеи принадлежали физическим лицам. Уже в 2011 году выставка в Выборге закрылась, а в 2013–м та же участь постигла и зеленогорский музей. Эксперты говорят, что большой популярностью эти выставки не пользовались: слишком далеко они находились от Петербурга, да и концепции их были неудачными.
Глава "Автоклуба 24" Денис Шубин считает, что такой музей в Петербурге будет интересен для публики, но как самостоятельный объект он долго не продержится. "Бизнеса здесь нет, это просто игрушка коллекционера, требующая значительных затрат. Но как дополнительная опция при каком–нибудь развлекательном, офисном комплексе это было бы очень уместно", — отмечает он. Например, в Москве похожий музей действует при одном из бизнес–центров и служит дополнительной фишкой, привлекающей клиентов.
Кроме того, музей может получать доход от демонстрации машин других владельцев, то есть использоваться как выставочный комплекс.
В компании Wild West Cars (занимается ремонтом и реставрацией старинных автомобилей) считают, что в качестве дополнительной опции музей мог бы предоставлять желающим машины в прокат. Но для этого потребуются очень большие вложения. Представитель Wild West Cars затруднился оценить их возможный объем.
"Каждая такая машина требует специального изучения. К тому же обычно детали для них нужно изготавливать по спецзаказу. Для подготовки к прокатному бизнесу, как правило, приходится менять в машине практически всю начинку. Счет может идти на миллионы рублей за каждое авто", — говорит собеседник.