Новое микрогосударство образовалось в мире: Либерлэнд на границе Сербии и Хорватии провозгласил политик из Чехии. Таких образований в мире несколько десятков, и пока их никто не замечает, в некоторых из них вполне себе кипит жизнь и зарабатываются деньги.
Молодой чех Вит Йедличка, политический активист, нашел "ничейный" кусок земли на границе Сербии и Хорватии и 10 дней назад объявил его государством под названием Либерлэнд. Площадь Либерлэнда — всего 7 км2, которые Белград и Загреб не могут поделить еще со времен войны. Йедличка разработал флаг и герб, конституцию, весьма либеральную, и приступил к выдаче паспортов. Гражданами его государства, говорит президент-основатель, не могут стать только коммунисты, неонацисты и экстремисты.
Таких микрогосударств в мире десятки, во всех частях света, включая Антарктиду. Авантюристы находят участки земли, которые по каким-то причинам оказались забыты или оказались в неопределенном статусе из-за пограничного спора. Когда-то так, на самом деле, начиналось, например, княжество Андорра, которое никак не могли поделить Испания и Франция. Иногда причиной являются историко-юридические казусы, скажем, в Италии есть город Себорга, который еще в Средние века забыли упомянуть в одном договоре, потом в другом, и так вплоть до Акта об объединении Италии 1946 года, так что формально он, получается, в состав Италии и не входил никогда. В Себорге есть свои конституция, парламент и валюта.
Другой известный пример — датская Христиания в Копенгагене, самоуправляющаяся коммуна хиппи, существующая с 1971 года, которую так и не удалось ликвидировать. Да что Дания — российский политтехнолог Антон Баков приобрел в 2011 году атолл неподалеку от Островов Кука в Тихом океане и провозгласил там Российскую империю. Собственно, почему нет? Теперь Российская империя претендует на все островки, открытые когда-то российскими экспедициями в Тихом океане. Сегодня шутка, завтра, может, и нет.
Иногда это даже не земля. Самым известным микрогосударством можно считать, наверное, Силенд, который его первый король Рой Бэйтс основал еще в 1967 году на заброшенных платформах ПВО в Северном море недалеко от границ Великобритании. Недалеко — но за пределами территориальных вод. Идея стала популярной, паспорта раздавались направо и налево, и в какой-то момент их стало насчитываться около 150 тыс. В конце концов их стали даже подделывать и использовать криминальные элементы, так что паспорта пришлось отзывать. Сейчас у Силенда чуть больше 50 граждан, ВВП в $600 тыс. и ветряные генераторы, вырабатывающие, по данным за 2013 год, 1/2 ГВт энергии. Если верить самим силендцам, это делает их страну 29-м в мире производителем ветряной энергии, а их экономика превосходит, например, Сант-Томе и Принсипи, Палау, Маршалловы Острова и другие признанные карликовые государства. Верить приходится на слово, в официальные мировые рейтинги Силенд не входит, но такие цифры — это уже за пределами шуток. Силенд эксплуатирует свою уникальность, продавая сувенирную продукцию, марки и монеты, но основной доход приносит размещение дата-центров и радиостанций — напомним, за пределами британской юрисдикции. У них уже второй король (основатель скончался в 2012 году, теперь правит его сын) и есть футбольная сборная, которая играет со сборными Аландских островов и архипелага Чагос.
Площадь таких государств смущать не должна. Вариантов для заработка при должном приложении усилий у подобных квазигосударств немало, как у любой офшорной зоны. Либерлэнд располагает 7 км2, но у Монако в 2,5 раза меньше — всего два. Йедличка начал с торговли сувенирной продукцией (флаг стоит $200), но собирается развивать телекоммуникационную отрасль, обещает ввести криптовалюту и предлагает ультранизкие налоги. И пока мы тут смеемся, уже нашелся первый инвестор из Канады, вложивший "в развитие Либерлэнда" $10 тыс.