Более 5 тыс. застройщиков могут потерять право на работу из-за банкротства Ганзакомбанка

Автор фото: Сергей Коньков

На счетах петербургского Ганзакомбанка, у которого ЦБ отозвал лицензию, зависли деньги самой многочисленной в регионе саморегулируемой строительной организации "Строительный ресурс". По данным СРО, речь идет о 3,3 млрд рублей. Если во время банкротства банка эти деньги не будут найдены, то более 5 тыс. застройщиков - членов СРО потеряют право на работу.

Как стало известно "ДП", на счетах петербургского Ганзакомбанка, в совет директоров которого входит родственница президента РФ Владимира ПутинаВера Путина, зависли деньги самой многочисленной саморегулируемой строительной организации — СРО "Строительный ресурс". В пятницу Центробанк отозвал у Ганзакомбанка лицензию, заподозрив кредитную организацию в проведении сомнительных транзитных операций.
СРО "Строительный ресурс" является крупнейшим партнером опального банка и, судя по всему, хранила в нем компенсационный фонд, размер которого, по данным самой СРО, на 1 апреля текущего года составлял 3,3 млрд рублей. При этом активы Ганзакомбанка в 2,5 раза меньше — 1,2 млрд рублей. Если СРО не удастся доказать существование компенсационного фонда, ее исключат из реестра Ростехнадзора и более 5 тыс. строительных фирм, входящих в ее состав, автоматически потеряют право на работу.
СРО "Строительный ресурс" (зарегистрирована в Приозерске) — одна из самых молодых в регионе — ей чуть более 3 лет. За это время СРО объединила более 5 тыс. строительных компаний среднего звена (крупных застройщиков в реестре этой СРО "ДП" не обнаружил). Объем компенсационного фонда СРО, по данным ее сайта, на 1 апреля текущего года превысил 3,3 млрд рублей.
Несмотря на свои внушительные размеры, в прошлом году СРО оказалась на плохом счету у Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Руководство организации отказалось подписывать декларацию о противодействии недобросовестным СРО (ее подписали 22 из 34 СРО города) и раскрывать данные о своем компенсационном фонде. "Непонятно, как мог "Строительный ресурс" в сжатые сроки собрать такое количество членов. Выводы о чистоте их деятельности НОСТРОЙ сделает по итогам проверки", — сообщил координатор НОСТРОЯ по Петербургу, гендиректор "Объединения строителей СПб" Алексей Белоусов.
По данным СПАРК, СРО "Строительный ресурс" через участие в НП "Национальный центр "СпецРесурс" является партнером петербургского Ганзакомбанка. Но участники рынка утверждают, что именно этот банк был инициатором создания СРО и там должен находиться его компенсационный фонд.
Ганзакомбанк занимал 648–е место в банковской системе России с активами 1,2 млрд рублей. И знаменит тем, что в совет его директоров входит Вера Путина (по данным СМИ, она приходится двоюродной племянницей президенту России Владимиру Путину. — Ред.). В минувшую пятницу Центробанк отозвал у Ганзакомбанка лицензию. Кредитную организацию обвинили в том, что она якобы "являлась промежуточным звеном в сомнительных транзитных операциях".
Тесное сотрудничество банка со СРО заставило участников рынка вспомнить множество случаев, когда кредитные организации создают строительные фирмы–однодневки и заводят на них подряды, через которые потом легализуются капиталы.
Председатель правления Ганзакомбанка Валерий Субханкулов в беседе с "ДП" отказался комментировать связь банка со СРО "Строительный ресурс".
Директор "Строительного ресурса" Евгений Киселев подтвердил "ДП", что у его организации были расчетные счета в Ганзакомбанке. "С организационной точки зрения будет непросто переориентировать более 5 тыс. наших членов. Но мы над этим уже работаем. У нас есть резервный расчетный счет. Перевод всех счетов на него займет примерно неделю", — сообщил он. Где именно находится резервный счет организации, директор СРО не уточнил.

Два сценария в миноре

Участники рынка обсуждают два сценария развития дальнейших событий. Первый — оптимистичный. Если деньги компенсационного фонда СРО действительно были в Ганзакомбанке на депозите, то "Строительный ресурс" будет работать в штатном режиме до момента завершения процедуры банкротства кредитной организации. И может как пострадавшее юрлицо рассчитывать на получение компенсации ущерба. "Но это маловероятно. Заявленный объем компенсационного фонда СРО превышает 3,3 млрд рублей. А активы банка — всего 1,2 млрд рублей. Причем на начало месяца на балансе банка было всего 250 млн рублей. Арифметика не бьется", — говорит один из собеседников "ДП".
Второй сценарий пессимистичный. Если конкурсный управляющий не обнаружит в банке средств компенсационного фонда "Строительного ресурса", это станет поводом для НОСТРОЯ поднять вопрос об исключении организации из реестра Ростехнадзора. "В этом случае более 5 тыс. строительных компаний, входящих в данную СРО, потеряют допуски к работе и окажутся вне рынка", — говорит Алексей Белоусов.
"Многие мелкие строители покупаются на дешевизну допусков в коммерческих СРО, которые порой в 10 раз дешевле. Но скупой платит дважды. Единственный выход для таких фирм в ситуации, когда их СРО теряет легитимность, — вступить в другую организацию, где есть крупный бизнес. Правда, там придется все взносы заплатить повторно и в положенном размере", — говорит Александр Рассудов из "Лидер Групп".

Платят дважды

Проблема потери денег компенсационных фондов в лопнувших банках, по оценке НОСТРОЯ, актуальна для 15% СРО страны. Недавно петербургская СРО "Региональное объединение" потеряла таким образом 95 млн рублей. Президент СРО Антон Савицкий без согласования с общим собранием разместил эти деньги под нерыночные проценты в банке "Охотный ряд", который потерял лицензию. В ситуации разбирается суд. "У денег СРО нет особого статуса и защиты. Если банк банкротится, они поступают в конкурсную массу и зависают там. Если деньги не удается вытащить, СРО вынуждена за 2 месяца формировать новый фонд", — говорит директор НП "Объединение "ДОРМОСТ" Кирилл Иванов. Под удар часто попадают так называемые коммерческие СРО, которые предлагают строителям "получить допуски за 1 день". И стоят их услуги от 30 тыс. рублей, хотя по закону единовременный взнос строителя при вступлении в СРО не может быть ниже 300 тыс. рублей. Один из главных признаков коммерческих СРО — многочисленность. "Если в СРО более 250–300 членов, контролировать ее работу невозможно", — говорит один из собеседников "ДП". "Давно пора навести порядок на этом рынке. Есть СРО, которые непонятно откуда взялись, и неясно, кто там состоит. Их деятельность ставит под сомнение репутацию всего строительного сообщества", — заключил Константин Ковалев из ГК "Пионер". Петербург — первый город в России, где НОСТРОЙ объявил войну таким СРО.
В итоге уже в этом году с рынка объемом 12 млрд рублей в год могут уйти до 25% СРО, где состоит около 10 тыс. фирм разного профиля.
Я думаю, что грядет волна крахов СРО. Это связано не столько с банками, а с тем, что многие СРО создавались, чтобы собрать деньги и исчезнуть. Выбирая подрядчика, мы стараемся смотреть, в какую СРО он входит, но сложно предугадать, насколько она сильная или не сильная, "левая" или надежная. Больше внимания мы уделяем другим показателям надежности. А предугадать в нашей стране, какой банк следующим гакнется и какая СРО из–за этого полетит, невозможно. Что касается нашей СРО: у нас не так много членов, и всех нас проверяют очень тщательно, шерстят по полной программе.
Александр Лелин
генеральный директор "Ленстройтреста"
Власти испугались профессионального управления на рынке ценных бумаг и перекрыли возможность капитализации компенсационных фондов, мертвым грузом разложив их в банки, что особенно невыгодно в период девальвации. К тому же остались лазейки потенциальным мошенникам для вывода денег фонда через кредитные организации. Можно же умышленно положить деньги в плохенький банк, обанкротить его и разделить финансовый результат от этой незаконной операции. Даже без отзыва лицензий ясно, что компенсационные фонды некоторых СРО есть только на бумаге.
Алексей Пышкин
председатель совета НП "ЦРС ОНП "Главсоюз"