Операторы платного ТВ вынуждены идти за абонентами в глубинку

Автор фото: Trend/ Андрей Федоров
Россия, Санкт-Петербург. Магазин электорники "М.Видео" в ТК "Заневский каскад".

Количество абонентов платного ТВ в России превысило 38 млн. Аналитики считают, единственная возможность операторов дальше набирать базу — строиться в регионах. Однако вглубь Ленобласти, например, они идти не торопятся.

По итогам первого квартала 2015 года количество абонентов платного ТВ в России перевалило за 38 млн, подсчитали в агентстве TelecomDaily. Таким образом, за квартал оно выросло на 400 тыс., а за последний год — на 2,6 млн.
В России уровень проникновения сервисов платного ТВ превысил 68%, а в Петербурге он уже выше 70% (c учетом ТКТ, услуги которого вписаны в квитанцию о квартплате), говорит глава TelecomDaily Денис Кусков. Для сравнения, в Центральном федеральном округе вместе с Москвой этот уровень составляет 77%, а в Крыму — 49%.
"Дальнейший рост абонбазы операторов невозможен без освоения ими новых территорий. Ресурс больших городов практически исчерпан, за счет переманивания чужих абонентов можно вырасти на 1-2%, не больше, — уверен Денис Кусков. — Но сейчас операторы не торопятся инвестировать в небольшие города. Вглубь Ленобласти, например, движется один только "Ростелеком". И "Триколор", которому не надо строиться (спутниковое ТВ — dp.ru)".
Прежде всего надо идти в города в населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек, уточняет Кусков — там проникновение услуги платного ТВ составляет не больше 40%.
В "ЭР-Телекоме" (бренд Дом.ru) в целом согласны с тенденциями, обозначенными TelecomDaily.
"Однако в Петербурге мы не прогнозируем снижения темпов роста, даже наоборот, — продолжают в "ЭР-Телекоме", — Это связано с тем, что проникновение платного ТВ в Петербурге ниже, чем в других российских мегаполисах. По нашим оценкам, по итогам 2014 года проникновение услуги платного ТВ в Петербурге составило 35%. Невысокий процент связан с тем, что на местном рынке работает много локальных игроков, предоставляющих "льготный пакет" (до 50 телеканалов) по демпинговым ценам. Популяризация цифрового ТВ, HD-каналов станет ключевым драйвером дальнейшего развития рынка платного телевидения Петербурга".
Что же касается Ленобласти, услуги платного ТВ "ЭР-Телеком" оказывает, например, в Гатчине и Сосновом Бору, уточняют в компании. Там говорят, что 2012-2014 годы были для них периодом активного освоения локальных рынков.
Примерно так же рассуждают в "ВымпелКоме" (ТМ "Билайн").
"В Ленобласти наше ТВ пока есть только во Всеволожске и далеко в область мы в настоящее время идти не планируем, — отвечают там, — более приоритетны ближайшие пригороды Петербурга. Наши услуги платного ТВ уже доступны жителям Горелово, Красного села, Колпино, Кронштадта, Павловска, Пушкина, Петергофа, Сестрорецка. Выход в новые районы, несомненно, один из драйверов роста абонентской базы, но мы видим также перспективы развития и в существующей базе".
В "Ростелекоме" отмечают среди драйверов роста петербургского рынка новые услуги (3D, HD-контент, интерактивное меню и т.д.) и новое жилье, владельцы которого как раз эти услуги хорошо покупают. Кроме того,  как отмечают в "Ростелекоме", они продолжают активно строить волоконно-оптическую сеть в Ленобласти: более десятка населенных пунктов были подключены к сервису "Интерактивное ТВ" в 2004 году и начале 2015-го. До конца года услуга появится у жителей Волосово, Бокситогорска, Отдрадного, Подпорожья, Сланцев, Сертолово, Светогорска и Тосно.
Экономия некоторых операторов на капзатратах вполне ожидаема: телекоммуникационное оборудование почти все иностранное, и закупочные цены на него в прошлом году резко взлетели.
Меж тем, средний счет абонента платного ТВ, по данным TelecomDaily, за последний год даже снизился на 5 рублей до 130 рублей: главным образом, снижение цен произошло в сегменте спутникового ТВ.
В пятерке крупнейших операторов платного ТВ (на нее приходится 72% абонентов) произошла перестановка, считают аналитики агентства. С пятого на четвертое место вышел "Орион Экспресс", он обогнал "ЭР-Телеком", теперь у компаний 2,655 млн и 2,65 млн абонентов соответственно. По мнению Дениса Кускова, это произошло, прежде всего, за счет большего числа регионов присутствия и более экономичной ценовой политики. Лидерами российского рынка, согласно отчету TelecomDaily, являются "Триколор ТВ" с почти 11 млн абонентов, "Ростелеком" с 8,09 млн и МТС с 2,79 млн.