Зачем Владимир Якунин потребовал разобраться с проблемой кумовства в РЖД

Автор фото: Коротаев Артем/ТАСС

 Редактор "ДП" Александр Сологуб - о том, почему Владимир Якунин потребовал разобраться с проблемой кумовства в РЖД.

Президент РЖД Владимир Якунин потряс железнодорожников неожиданным заявлением о необходимости разобраться с проблемой кумовства в компании. Совершенно недопустимым является положение, когда член семьи работает под руководством другого члена семьи: "сын под отцом", "жена под мужем" и так далее, заявил Владимир Якунин на селекторном совещании в минувший четверг.
РЖД у нас всегда считались престижным местом работы, а в некоторых уголках страны и единственным, так как других работодателей в радиусе десятков километров нет, тем более что средняя зарплата в монополии по итогам 2014 года составила 40 тыс. рублей, а в среднем по стране — 30 тыс. В РЖД трудится пока более 1 млн человек.
Многие железнодорожники теперь гадают, что побудило главу компании столь резко высказаться, ведь ничего необычного вроде не происходило, а главное — чего ждать дальше? "Всегда трудоустраивали своих детей, родственников, и никому не приходило в голову с этим бороться. Трудовые династии в РЖД очень распространены, и кто–то гордится тем, что на железной дороге работает три поколения — дед, отец, сын. Внук тоже будет железнодорожником", — поделился мнением один из сотрудников монополии.
Дети самого Владимира Якунина прямого отношения к РЖД не имеют. Известно, что старший сын Андрей Якунин — один из основателей инвесткомпании VIY Management — управляет активами стоимостью более $400 млн. А младший, Виктор, по признанию отца, работал в нефтетрейдинговой компании Gunvor.
"Забавная, конечно, история. РЖД славятся своими династиями. Может, кто–то из малолетних много лишнего на себя взял. А может, Владимиру Якунину не нравится, что его детям приходится работать не в РЖД, хотя, возможно, их деятельность косвенно связана и сильно зависит от железной дороги. А вот подчиненные Якунина не стесняются выстраивать родственные вертикали внутри компании", — предполагает другой собеседник "ДП".
Вобщем, тренд переменился: то, что раньше в РЖД гордо именовали трудовыми династиями, сейчас будут стыдливо называть кумовством и энергично бороться с позорным явлением. А может, в условиях кризиса это не так уж и плохо, сократятся неэффективные рабочие места — уйдут хорошо оплачиваемые специалисты, без которых компания вполне сможет жить и развиваться. Ведь, возможно, раньше вакансию закрывали по принципу: родня дороже денег, тем более денег налогоплательщиков. При таком подходе для семейного бюджета всех членов трудовой династии сплошные плюсы, а польза для компании весьма сомнительна. Хотя бы потому, что рано или поздно проблема отцов и детей помножится на конфликт "начальник и подчиненный" и от этого весьма серьезно пострадает производительность труда. А в худшем случае конфликт может обернуться крупными материальными потерями. Впрочем, и без конфликта не всегда понятно, что там творят родственники в кругу семьи.
Так что новация Владимира Якунина, вероятно, придется многим потомственным железнодорожникам не по душе, но может очень благотворно отразиться на эффективности железной дороги. Если, конечно, все же будет реализована.