"Мегадор" потратит 1 млрд на строительство в Петербурге завода по производству обогревателей

Автор фото: Лучинский Евгений
Генеральный директор, член Совета директоров компании "Мегадор" Андрей Голубков

Бывшие топ–менеджеры "Силовых машин" и "Ленэнерго" намерены вложить 1 млрд рублей в строительство в Петербурге завода по производству электрических обогревателей. Готовую продукцию планируется поставлять на европейский рынок.

Рассчитывая на то, что импортозамещение станет устойчивым трендом, отечественные производители наращивают мощности. Петербургская компания "Мегадор" в 2–3 раза расширяет производство систем обогрева для помещений и начинает поставки в Европу. "Мегадор" также намерен построить в Петербурге новый завод по выпуску электрообогревателей. Объем инвестиций оценивается в 1 млрд рублей.

Экономичное тепло

ООО "НПК "Мегадор" принадлежит нескольким собственникам, крупнейший из которых — Игорь Дубинников (24%), бывший заместитель гендиректора и член правления ОАО "Силовые машины" и ОАО "ТГК–1". Он также владеет 70% в фирме "Три А Траст", которой принадлежит 30% "Мегадора". Второй совладелец "Три А Траст" — гендиректор "КЭС–Холдинга" и бывший заместитель гендиректора ОАО "Ленэнерго" Борис Вайнзихер.
Прибор для обогрева помещений был разработан в Петербурге, его опытное производство началось в 2011 году. С тех пор в расширение мощностей предприятия было инвестировано около 14 млн рублей. Как рассказал гендиректор "Мегадора" Андрей Голубков, сейчас завод выпускает 3 – 5 тыс. обогревателей в месяц на арендованной площадке в технопарке на Литовской ул. По его словам, прибор потребляет на 40% меньше электроэнергии, чем обычный масляный радиатор, и стоит почти вдвое дешевле — около 3 тыс. рублей. "В Европе электричество в 3 – 4 раза дороже, поэтому прибор заинтересовал западных клиентов", — пояснил он.
Сейчас компания получает европейские сертификаты, регистрирует товарный знак и осенью собирается начать продажи в Эстонии, Литве, Латвии, Словакии и Финляндии. Для этого предполагается нарастить объем производства до 10 тыс. приборов в месяц.
Кроме того, "Мегадор" подыскивает площадку для строительства собственного завода по выпуску обогревателей. Инвестиции в проект оцениваются в 1 млрд рублей. По словам Андрея Голубкова, завод рассчитывает стать резидентом одной из площадок петербургских особых экономических зон. По оценке участников рынка, мощность нового завода может составить до 500 тыс. обогревателей в год.

Ненадежный тренд

По подсчетам "Три А Траст", в год в России продается 9,5 млн обогревателей (19 млрд рублей). Ежегодно рынок растет на 10 – 15%. При этом свыше 90% приборов импортируются, в основном из Китая (более 70% от всего импорта).
Крупнейшие российские производители — Ижевский завод тепловой техники (ИЗТТ) и петербургский "Тепломаш". "Остальные — это мелкие предприятия. Почти все они занимаются сборкой агрегатов из импортных комплектующих", — сообщил Артем Шевченко, представитель фирмы "Климат СПб" (поставщик вентиляционного и отопительного оборудования). В 2014 году спрос на отечественное оборудование вырос, рассказал он. Главным образом за счет крупных государственных и окологосударственных компаний. "Многим компаниям поставили задачу перейти на отечественные товары, так как они на 10 – 15% дешевле импортных", — поясняет Артем Шевченко.
В "Тепломаше" отмечают рост спроса на российские воздушные обогреватели и тепловые завесы — они в 5 – 6 раз дешевле импортных аналогов. "Тепломаш" планирует в 2016 году удвоить производство в промзоне Ржевка, доведя объем до 180 тыс. приборов в год. ИЗТТ осенью 2014–го открыл во Владимирской области филиал по выпуску теплового оборудования мощностью 500 тыс. единиц в год. "Рынок обогревательного оборудования жестко конкурентный. Как только появляется поставщик, чья продукция на 0,5% дешевле аналогов, потребители выбирают его", — говорит начальник коммерческого отдела ИЗТТ Константин Мокрецов.
Однако эксперты опасаются, что тренд на импортозамещение не будет долгосрочным. "Отечественная продукция будет конкурентной по цене, если государство поддержит производителей. Пока мы этого не видим. Значит, когда экономическая ситуация улучшится, потребитель снова может переключиться на импорт. Это не стимулирует предприятия наращивать мощности", — резюмирует представитель одного из российских заводов.