Совпадение православной Пасхи и Дня космонавтики спровоцировало в России обсуждение странного смешения науки и религии. Государство же, любящее закатывать масштабные постановки по самым разным поводам, на 12 апреля реагирует куда скромнее. То ли перед Гагариным неудобно, то ли перед патриархом.
В этом году православная Пасха выпала на 12 апреля - день, когда Юрий Гагарин совершил первый полет в космос. Естественно, такое совпадение незамеченным не прошло, и главной темой для открыток в соцсетях стали вариации, так или иначе скрещивающие гагаринский полет с религиозной тематикой: "Гагарин полетел! Воистину полетел!" и так далее. Как оказалось, в сознании большинства людей все это не только прекрасно сочетается, но и вовсе перетекает одно в другое.
Когда Гагарин летал в космос, многое в России было устроено по-другому. Искать и находить общие места у современной России и советского периода сейчас занятие популярное, потому что актуальное, но вот что точно было другим, так это место религии в общественной жизни. Невозможно ведь было представить, чтобы ракеты и даже автобусы на космодроме освящались, а космонавты брали с собой иконы и признавались в интервью, что уповают на Всевышнего, когда им не хватает профессиональных навыков. Сами полеты с успехом использовались как антирелигиозная пропаганда, а сейчас патриарх Кирилл поздравляет космонавтов с Пасхой по видеосвязи, сравнивает стремление к звездам с духовными устремлениями человека и рассказывает, что опора на знания, образование и умения должны быть поддержаны еще и Божьей помощью, и мало кому это кажется странным. Осмыслить эту связь мало кто решается - вот в Перми художник Александр Жунев изобразил на стене распятого на кресте Гагарина как "современного Иисуса от науки, добровольно принявшего на себя космические муки человечества", так его теперь полиция проверяет. Чтобы не осмыслял чего не надо. Интересно, чем дело закончится - признают ли стражи порядка, что художник оскорбил научных сотрудников или же придут к выводу, что Гагарин оскорбляет верующих.
Полет Юрия Гагарина наряду с победой над Гитлером вообще является пиком существования СССР, но при этом Гагарин остается всемирно признанным, если угодно, брендом. Вечно стоящие в позе оскорбленного достоинства национал-патриоты любят утверждать, что в мире стараются игнорировать первопроходчество Гагарина, но это не так: первый полет в космос отмечают везде, есть даже такая глобальная акция Yuri`s night, в рамках которой праздники в ночь на 12 апреля устраиваются от Непала до Аргентины, и в США, например, вечеринок с научно-популярным уклоном проходит в этот день как бы не больше, чем в России.
В России День космонавтики отмечают с бюрократическим размахом - устраивая то, что на языке чиновников называется "торжественные мероприятия". В обязательную программу входит возложение цветов к памятникам, открытие новых памятников, вручение званий и наград ветеранам, мотопробеги и митинги. Есть такой казенный набор действий, которым у нас принято отмечать все что угодно, но не очень понятно, какое отношение мотопробег имеет к космонавтике. Торжественные митинги в День космонавтики оставляют по большей части тягостное впечатление, а сама космонавтика кажется каким-то пасынком в семье государственных символов.
Государственная машина, которая демонстрирует слаженность и безотказность, если надо организовать сверхмассовый митинг или пафосное шоу по какому-нибудь текущему политическому поводу, как будто впадает в ступор, когда речь идет о событии действительно планетарного масштаба. Хотя если что и заслуживает хотя бы красочных салютов, так это, конечно, полет Гагарина. Кажется, несмотря на ряд неудач с запусками космонавтика в России пока еще не в том состоянии, чтобы ее стесняться, и 12 апреля достойно отмечания с не меньшим размахом, чем День Победы. Тем более что этот праздник имеет большой плюс - он совершенно не политизирован и космополитичен.
Может быть, дело в том, что стало неловко гордиться достижениями человеческого разума, раз уж выясняется, что они условны, а на самом деле все это достигнуто лишь Божьим попущением. Что бы ни говорил патриарх, а до полного увязывания воедино космоса и религии еще далеко. Может, перед Гагариным неудобно - с прошлого года в соцсетях гуляет такой популярный и очень выразительный коллаж, комикс из фотографий первого космонавта, где он спрашивает в телефонную трубку: "Привет, потомки, как дела? На Марс слетали уже?", а на следующей картинке уже с недоуменным лицом продолжает: "С кем воюете?!" А может, дело как раз в общечеловечности этих достижений. Котируются те праздники, которые позволяют противопоставить себя миру и через это самоутвердиться, а если конфликта нет, если с тобой не спорят, то как бы и неинтересно праздновать. Тем более что тогда по смыслу придется отдавать должное, например, полетам американцев на Луну. Вот если бы Вашингтон вдруг официально заявил, что сомневается в полете Гагарина, тогда, можно не сомневаться, в Москве закатили бы праздник на несколько миллиардов с приглашением всех мировых лидеров.