Представители Российского инвестиционного агентства заявили, что соглашение с автомобильной компанией "Даймлер" практически подписано. Речь идет о сборке сразу пяти самых популярных моделей Mercedes, причем завод, как ожидается, будет полного цикла.
Представители Российского инвестиционного агентства (РИА) заявили, что соглашение с автомобильной компанией "Даймлер" практически подписано.
"Они хотят здесь производство полного цикла. Причем линейка довольно интересная, кажется, пять моделей будет: S, ML, GL, E, A, — заявил президент Российского инвестиционного агентства Юрий Спиридонов. — Что для нас хорошо, что все автомобили, которые будут собираться, пойдут под российским брендом. Это уже будет "Мерседес-Рус". Не только будет импорт, но и экспорт."
Представители РИА не захотели отвечать, на какой именно стадии находится подписание соглашения между компанией "Даймлер" и Петербургом.
"Наши немецкие коллеги очень чувствительны. Точнее можно будет говорить через месяц-полтора, когда мы подпишем определенные документы", — пояснил чиновник, хорошо знакомый с ходом переговоров. На вопрос о том, насколько в Смольном уверены в подписании соглашения, чиновник заявил, что немцы "приняли решение, иначе столько раз не приезжали бы в Петербург."
Юрий Спиридонов добавил, что РИА полностью на стороне того, чтобы завод был в Петербурге. От себя он уточнил: "Я все сделал, чтобы Москва отпала".
Ранее "ДП" сообщал, что автоконцерн ведет переговоры также с Ленобластью о размещении завода, но тогда в областном правительстве отказались от комментариев. Руководитель пресс-службы "Мерседес-Бенц РУС" Андрей Родионов говорит, что компания не комментирует ход переговоров с регионами.
Не исключено, что соглашение будет подписано в ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). Впрочем, автоконцерн Fiat в 2012 году также планировал подписать соглашение о строительстве завода в Петербурге на ПМЭФ. Но потом стало известно, что производитель ушел вести переговоры в соседнюю Ленобласть, а затем и вовсе отказался от планов по созданию завода.
У концерна Daimler AG — 55 заводов по всему миру, однако в Восточной Европе лишь два: в Чехии (там собирают автобусы) и Венгрии (автомобили B- и CLA-класса).
По оценкам экспертов, инвестиции в сборочное производство Mercedes в Петербурге могут начинаться от 20 млн евро в случае с простой крупноузловой сборкой. Для сравнения летом 2013 года в Петербурге состоялось официальное открытие завода MAN. Инвестиции в производство составили 25 млн евро. Производственная мощность предприятия составляет до 6 тыс. грузовиков в год.
Более крупные и сложные предприятия стоят на порядок больше. Стоимость завода General Motors, открывшегося в 2008 году в Шушарах,превысила $300 млн. Самый большой автозавод Петербурга - Hyundai - с самым высоким же уровнем локализации и мощностью более 100 тыс. машин в год обошелся более чем в $600 млн.
Стоит отметить, что кризис и катастрофическое падение рынка отпугнуло не всех инвесторов. Так, В конце 2014 года стало известно о планах китайской компании Great Wall построить в Тульской области завод за $500 млн. А главный конкурент Mercedes на мировом рынке, концерн BMW, всерьез рассматрвиает возможность размещения полноценного завода в Калининграде. Правда, эти планы пока куда более призрачные.
Премиальный сегмент, несмотря на общий спад на авторынке, растет. Продажи Mercedes в России выросли за январь-февраль 2015 года на 18%, до 7 326 машин, по данным АЕБ. В Петербурге они выросли за январь-февраль 2015 года на 14% до 866 машин, по данным "Auto-Dealer-СПб". По России компания за весь 2014 год продала 49 165 автомобилей, что на 11% больше, чем годом ранее.
Но в целом ситуация на авторынке удручающая: в 2014 году он упал на 10,3%, до 2,5 млн автомобилей, в феврале 2015 года падение составило 37,9% по сравнению с февралем 2014 года. Автоконцерн GM консервирует заводы в России и прекращает продажи бюджетных марок. Корейский SsangYong Motor отказался от экспорта автомобилей в Россию.
В конце марта правительство РФ объявило, что на поддержку автопрома выделят 25 млрд рублей, которые пойдут в том числе и на субсидирование процентных ставок по автокредитам на автомобили, собранные в России. Так что местное производство для премиального бренда весьма актуально, говорят эксперты.
"Любое локальное производство улучшает продажи. Если производитель разместит здесь завод, это пойдет на пользу покупателям", — отмечает совладелец ГК "Олимп" Евгений Войтенков.
Российское инвестиционное агентство было создано в 2013 году при Министерстве регионального развития, которое возглавлял тогда Игорь Албин (на тот момент Слюняев), ныне вице-губернатор Петербурга по ЖКХ и транспорту. Игорь Албин и сейчас глава наблюдательного совета РИА, а его бывший советник в министерстве Игорь Войцеховский работает в агентстве исполнительным директором. Юрий Спиридонов в начале нулевых занимал должность директора-председателя правления Инвестиционного агентства Центрального федерального округа — полпредом тогда был Георгий Полтавченко. Интересно, что комитет по инвестициям Смольного курирует другой вице-губернатор, Марат Оганесян, так что за лавры по поводу привлечения в Петербург крупнейшего за годы губернаторства Полтавченко инвестпроекта может развернуться спор.