Фэншуй на берегах Невы

Новое поколение китайских бизнесменов в Петербурге — это вчерашние студенты. Оканчивая здесь вузы, они не спешат возвращаться к себе домой. "ДП" понаблюдал за тем, в каких сферах малого бизнеса находят применение своим предпринимательским способностям китайские граждане.

На первый взгляд, новое поколение китайских бизнесменов, живущих в Петербурге, идет по стопам своих предшественников. "Китайцы делают в других странах рестораны, салоны или на рынке торгуют. В России так же", — говорит Цинбинь Лю, владелец салона китайского массажа spa "Восточный". По самым скромным подсчетам, количество китайцев в Петербурге как было в пределах 10 – 20 тыс., так и осталось. "Консул Китая в Петербурге рассказывал: в городе живет 20 тыс. человек, — говорит Цинбинь. — Студентов — 5 тыс., остальные — рабочие и продавцы на рынках. Мало китайских бизнесменов". При этом они не только выбирают знакомые для себя отрасли, но и ведут бизнес без особых нововведений. "Я вернулся в Петербург в 2010 году и увидел, что за это время, с 2008 года, ничего не изменилось. Как было 150 китайских ресторанов, так и осталось", — рассказывает о китайском бизнесе в городе владелец сервиса по доставке китайской еды "Фэншуй" Лев Лян. Второй по популярности бизнес у китайцев в Петербурге — это массажные салоны. Более чем двумя десятками из них владеют китайские предприниматели. Говорить подробно о своем бизнесе большинство из них отказываются. Тем не менее, начав с азов, некоторые пытаются развиваться и дальше.

Массаж в ноль

"Экскурсия надо?" — спрашивает меня Цинбинь, улыбаясь. Он показывает мне удостоверение экскурсовода, аккредитованного при Эрмитаже. Зеленый бейдж означает, что он выложил за специальный платный курс 24 тыс. рублей, сдал экзамен и теперь может целый год водить туристов по залам главного музея города. "Аврора", Смольный, Эрмитаж", — называет он три самых популярных места у китайских туристов.
Цинбинь — недавний студент. В 2011 году он окончил журфак СПбГУ. В Россию, как и многие китайские студенты, приехал, не зная русского языка. "Я смотрел русские фильмы на китайском, изучал русскую культуру. Мне она нравилась. И еще у нас в Китае были знакомые русские — девушка и парень. Они были очень красивыми", — рассказывает он о том, как сделал выбор в пользу учебы в России. "А еще мне нравится снег. Очень. У нас на востоке Китая раньше был снег. В детстве помню. А сейчас нет", — добавляет он. Вообще, открыть массажный салон — это не задумка Цинбиня. Салон на Васильевском острове, почти у самого залива, в 2008 году открыли его друзья. "Нас было трое друзей, а сейчас я остался один, — вздыхает Цинбинь. — У них жены в Китае работают, они уехали. Я предлагал — останемся работать вместе. Но они не захотели".
В разгар буднего дня в массажном салоне нет ни одного клиента — кризис. Цинбинь ведет меня по всем массажным кабинетам и рассказывает: "Сейчас нормально, клиентов не много — два–три в день. До кризиса было больше. Но мы держимся, цены с 2008 года не меняли". Однако из–за падения рубля пришлось закрыть ресторан — его Цинбинь покупал у друзей вместе с массажным салоном. По его рассказам, салон обошелся ему в $50 тыс., ресторан — в $30 тыс. Еще $30 тыс. ушло на переоборудование. Дверь ресторана закрыта, свет выключен. "В салоне легко — там работать руками, покупать много не нужно — масло да еще что–то. А в ресторан — продукты, продукты, продукты. Они портятся, их не съедают. Это сложно", — объясняет причины закрытия Цинбинь. Впрочем, и массажный салон, по его словам, прибыли сейчас не дает. Основная надежда у Цинбиня на туристический сезон. "Я сначала водил маленькие группы, четыре – пять человек, потом — 30 – 40 человек. Туристы — пенсионеры, и они путешествуют. Некоторые изучали раньше русский язык и культуру. А теперь хотят посмотреть — какая теперь Россия, какие русские люди, русские города", — говорит он. Теперь Цинбинь зарабатывает на туристах больше, чем в массажном салоне. Задача Цинбиня — встретить и провести экскурсию. Официально его зарплата — $50 в день. Однако есть и проценты за дополнительные услуги — прогулка на лодке, поход в театр, дополнительные экскурсии. "Мы в прошлом году купили автобус на 47 человек за 5 млн рублей", — не без гордости рассказывает Цинбинь. Половину заплатила компания, половину — Цинбинь.

Кальяны для дипломатов

"Ребята из университета говорили: а привези это из Китая, а привези то, — рассказывает о старте бизнеса по доставке генеральный представитель компании Alpha & Omega Group Тенсяо Чжао. — Возили электронику, кальяны, вещи. Я учился на факультете международных отношений СПбГУ. А это же элитный факультет, и родители там обеспеченные — кто бизнесмены, кто чиновники. И наступил момент — я понял однажды, что просто столько не увезу на себе". Тогда он позвонил в Китай родственникам, которые держат транспортную компанию, и предложил вместе открыть бизнес в России.
Тенсяо тоже из нового поколения китайских бизнесменов. Окончил СПбГУ 2 года назад. Попал в Россию почти случайно. После школы у него была возможность поступить в Пекинский университет или в Военную академию. Однако Тенсяо хотел поехать за рубеж. "В Китае очень популярно учиться за рубежом — в Англии и США. Но мои родители были не согласны, чтобы я туда полетел, — слишком многие туда едут. И тогда мой дедушка пошутил: выбирай — либо в армию, либо в Россию отправим", — вспоминает Тенсяо. Минимальная стоимость партии товаров под заказ — 400 тыс. рублей. Получив заказ, сотрудники ищут товар в Китае и обзванивают компании. Если нужный товар есть, то его родственники забирают партию и организуют поставку в Россию. Alpha & Omega в Петербурге принимает контейнеры. Доставка пробников товаров и консультация — 13 – 15 тыс. рублей, если поставляется партия, то компания берет процент за доставку — от 2 до 20% стоимости заказа. Высокие ставки применяются только к самым сложным или маленьким заказам, говорит Тенсяо. Большинство клиентов платят не больше 3 – 5%, уверяет он.
Бизнес–показатели компании Тенсяо не раскрывает, но уверяет, что прибыль удается получать даже в условиях кризиса. По его словам, падение заказов товаров составило 70 – 80%. Из–за этого пришлось закрыть отдел клиентов — "новых мы не берем — невыгодно", а старых постоянных ведут другие менеджеры. Закрылся и отдел маркетинга. Причем русские бизнесмены сами сильно испортили отношение китайских поставщиков, говорит Тенсяо. "В сентябре–декабре 2014 года многие бизнесмены отменили заказ. Но китайцы же делают все стратегически, по плану — если русские оплатили предзаказ 30 – 50%, значит, возьмут товар. Но русские отменили заказ и товар не забирают, он так и лежит на складе", — говорит он. При этом из–за производства товаров под заказчика (наклейки на русском, упаковки под заказ) некоторые из них даже нельзя перепродать куда–либо еще. "Когда поставщики сейчас слышат, что заказ из России, то часто не берутся за него, бросают трубку", — говорит Тенсяо.

Утка по–пекински в коробочке

— А какая тема была?
— "Кросскультурные отношения в организации". Это про русских и китайских сотрудников в одной компании", — рассказывает о своей диссертации по социологии владелец сервиса по доставке китайской еды "Фэншуй" Лев Лян.
Диссертацию он защитил несколько лет назад на факультете социальных наук в РГПУ им. Герцена. Вообще Лев — билингв, для него китайский и русский — родные языки. Языку его обучала мать, которая в Китае преподавала русский. В начале 1990–х ей предложили преподавать в России китайский язык, и семья в 1994 году полностью переехала в Россию. Здесь Лев окончил обычную среднюю школу, окончил РГПУ им. Герцена и защитил диссертацию. Семья Льва сохранила китайское гражданство, а в России живет по виду на жительство. Общественным питанием в семье Льва занимаются уже больше 8 лет. В начале 2000–х его родители открыли китайский ресторанчик. Для семьи это было больше хобби и способ дополнительно заработать. "У нас было тихое семейное кафе, которое привлекало много клиентов", — вспоминает Лев. Ресторан проработал до кризиса 2008 года. "Людей реально стало меньше, а конкуренции — больше. Вокруг нас открылось около 20 баров, ресторанов, суши", — говорит он. Тогда ему пришла идея кормить гостей не только в ресторане, но и торговать едой навынос. Идею подсмотрел в фильме. Стартовый капитал на развитие бизнеса в $100 тыс. Лев попросил у родителей. "Вообще, интересно. Во всем мире очень распространена китайская еда. В Европе, США. А в России почему–то дикой популярностью пользуются суши. Я посмотрел на схемы их работы, доставки и решил — а дай–ка я попробую в таком формате продвинуть, — рассказывает Лев. — Сложнее всего было найти коробочки для упаковки еды. Я, наверное, месяца три их искал". При этом в типографиях ему соглашались сделать минимум 100 тыс. штук. В результате ему удалось найти компанию, которая сделала 20 тыс. штук. "И то эта партия расходилась полтора года. Везде лежали эти коробочки", — говорит он. За 2 года Льву удалось окупить вложения и отдать взятые в долг у родителей деньги. При этом почти 10% клиентов Льва — это бывшие клиенты его родителей. В компании работают Лев, несколько операторов и шеф–повар. Сейчас у Льва 30 – 40 заказов в день. Средний чек — 400 – 500 рублей. Зимой 2015 года ресторан "Фэншуй" повысил цены на фоне инфляции. При этом в большей степени повысить цены пришлось из–за китайских приправ и продуктов (сушеные овощи, грибы, соевая спаржа, соусы), которые составляют до 30% себестоимости блюд.

YotaPhone для Пекина

О своем первом путешествии в Петербург Тенсяо Чжао рассказывает минут пятнадцать. Ключевые моменты — в аэропорту по прилете никто английского не знает, таксисты не говорят, в университете посоветовали ехать не в центр города, а в Петергоф. "И я еду на каком–то грузовике. По дороге разрушенные заводы, степи, много собак. Только людей не видно. Я был удивлен. Когда набираешь в Интернете Петербург, там — Эрмитаж, Невский проспект, река Нева, Исаакиевский собор. А такого [как в Петергофе] в Интернете нет", — вспоминает он. В Петергофе он понял, что уехал не туда, поймал такси. "А таксист узбек. Английского не понимает, китайского не знает, говорить бесполезно. Показал ему путеводитель — вроде понял", — говорит Тенсяо.
Свои собственные приключения Тенсяо позже положил в основу другого направления развития компании — помогать иностранцам в России. На фоне кризиса в компании переключились на услуги по консалтингу: организация поездок в Китай, консультирование с бумагами, помощь в открытии бизнеса и банковских счетов в Китае и поставки некоторых товаров. "Сырье, алюминий, грузинское вино, YotaPhone, ювелирные изделия", — перечисляет Тенсяо популярные в Китае товары. Организовать поездку в Китай или перевести документы сейчас просят все чаще, добавляет он.
...Спустя 5 лет после открытия своего первого бизнеса Лев снова чувствует себя на жизненном перекрестке. За эти годы бизнес–модель — доставка китайской еды — доказала свою эффективность, но решиться на масштабирование Лев пока опасается: он боится, что качество продуктов и вкус блюд в другой точке будут совсем другие. Принципы работы и формат китайских ресторанов в Петербурге не менялись уже много лет, считает Лев. По его мнению, пока ни в одном из них нет сильного маркетинга. "Те, кто сейчас выживает, сетевики — это те, кто появился в городе давно, у них есть капитал определенный, и они держатся за счет него", — поясняет Лев.
Он присматривается и к другому бизнесу. Полгода назад он открыл бюро переводов — к нему обращаются с просьбой как перевести документы, так и участвовать в качестве переводчика на деловых встречах. По его словам, последние 4 – 5 месяцев людей из Китая стало приезжать больше. "Я бы их условно поделил на тех, кто ездит по государственной линии — представители госкомпаний, чиновники, и на бизнесменов. Среди китайских бизнесменов очень мало тех, кто сам приехал, — большинство по приглашениям от российской стороны", — делится он впечатлениями.

Связи Шаолиня

Большинство приехавших в Россию китайцев из Харбина. По крайней мере, в этом уверен Тенсяо Чжао. "Из Китая в Россию приезжают из районов, которые ближе всего к России. Людям из Харбина близка Россия, они всегда общались с россиянами, и им близка культура", — поясняет он. Сам Тенсяо не из Манчжурии. Он вырос в провинции Хэнань на востоке Китая. По сравнению с Западом в России мало китайских бизнесменов, говорит он. "Я недавно был в Испании — так там даже Чайна–таун есть. Эти бизнесмены в 1990–х занимались торговлей подделками, некачественной одеждой и т. д. Так они зарабатывали первые богатства. Но китайцы любят что–то постоянное, и они вкладывают деньги в знакомый бизнес — отсюда медицинские центры, рестораны", — говорит он.
— Вы не из Манчжурии, ресторан не открыли, в США не уехали. А говорят, там больше возможностей.
— Нет. Нужно понимать: в США, Европе — там рынок уже полный, он занят. А Россия — это страна возможностей. Здесь есть много ниш, где можно развиваться. И вообще, я здесь познакомился с гораздо большим количеством китайцев, чем в Китае.
— Это как? — спрашиваю я.
— Я работал при консульстве внештатным дипломатом. Приезжали китайские чиновники, бизнесмены. Я им помогал, советовал, и у них остались хорошие впечатления. Как я в Китае мог бы с ними познакомиться? А теперь если возникают вопросы у моих родственников в Китае, то я иногда им звоню и прошу помочь.
У Льва Ляна тоже был выбор — уехать в Китай обратно или остаться в России. После окончания университета его пригласили в китайскую государственную нефтяную компанию — там искали китайцев со знанием русского языка. Он уехал, 2 месяца проходил тестирование по русскому и английскому языку, проходил собеседование. "Но что–то тянуло сюда. И я вернулся", — говорит он.
— Мне очень нравится в Петербурге, — говорит мне Цинбинь. Мы сидим в подсобке его массажного салона. На полках сплошь китайские чаи и продукты. Здесь массажисты, когда они в салоне, обедают. Цинбинь спохватывается и заваривает нам чай.
— А что нравится? — спрашиваю я.
— Город, Эрмитаж, снег, красота, здания, — перебирает он слова. Видно, что ему не хватает пока запаса, чтобы описать свои чувства.
— Но в мире есть и другие красивые города, — парирую я.
— Да. Но Петербург дал мне много. Раньше у меня не было ничего, а мне этот город дал много, — говорит он.
Цинбинь вдруг вскакивает с места и уходит. Он возвращается с пачкой чая — в подарок.
— Я ходил. У нас в Китае говорят: где есть земля, там есть китайцы. Здесь земля, должен быть китаец. Я тут, — улыбается Цинбинь.