Сетевые ретейлеры привлекают новых покупателей с помощью формата shop–in–shop

Автор фото: Кнерцер Роман

В условиях падения спроса сетевые ретейлеры ищут партнеров, готовых открывать магазины в торговых залах. Формат shop–in–shop позволяет им привлечь новых покупателей. О создании таких отделов в своих магазинах уже заявили "Метрика", "К–Раута", "Интерторг" и "Адамас".

Розничные сети ищут способы увеличения товарооборота в условиях падения маржи и оттока покупательского трафика. Одним из таких решений стало сотрудничество с производителями товаров и рестораторами. На территории торговых залов сети стали организовывать shop–in–shop. В этом году о создании таких отделов на территории своих магазинов заявили DIY–сети "Метрика", "К–Раута", продуктовый оператор "Интерторг", ювелирная сеть "Адамас".

В преддверии лета

Как рассказали в "Интерторге", в качестве антикризисной меры компания решила открыть в сети Spar в Петербурге магазины по продаже фермерских товаров. В отделах площадью от 1,5 до 10 м2 будут продаваться молочные продукты от фермерских хозяйств из Ленобласти. Пока shop–in–shop открыт в гипермаркете на ул. Коллонтай.
Владельцы ресторанов "Шаляпин" и премиального супермаркета "Репинский" (расположенные в Курортном районе) Иван Третьяков и Леонид Ноткин решили усилить синергию двух бизнесов, к тому же расположенных рядом друг с другом. Видимо, ожидая, что этим летом многие туристы переориентируются на российские курорты, а значит, число петербуржцев, которые проведут сезон на побережье Финского залива, значительно увеличится. В результате торговая площадь супермаркета расширена в 2 раза, до 1,1 тыс. м2, а вместо небольшого кулинарного отдела от ресторана "Шаляпин" на территории "Репинского" отрыт shop–in–shop площадью 150 м2 с учетом цехов.
"Кулинария ресторана "Шаляпин" и супермаркет органично дополняют друг друга, это нравится гостям и выгодно с точки зрения бизнеса, соседство ресторана и супермаркета дает большие преимущества, поскольку все блюда готовятся буквально за стенкой", — говорит генеральный директор супермаркета Ирина Стабровская.
Премиальная сеть супермаркетов "Лэнд" также организовала в одном из своих магазинов shop–in–shop совместно с Ginza Project. Речь идет о кафе, в котором продаются суши от партнеров. Рестораторы считают, что в кризис, когда выручка падает и в ресторанах, и в сетях, есть много вариантов по сотрудничеству. "Мы знаем вкусы людей лучше сетей, поэтому могли бы им что–то предложить, например, делать замороженные полуфабрикаты", — отметили в ресторанном холдинге "Росинтер".

Ради продаж

DIY–сеть "Метрика" для увеличения продаж решила пойти на эксперимент, предоставив крупнейшим поставщикам площади на территории торговых залов своих гипермаркетов — примерно по 100 м2 каждому.
Компания "Стенова" (ТМ Victoria Stenova), входящая в пятерку крупнейших продавцов обоев в России в сегменте средний и средний плюс, уже открыла первые два shop–in–shop в "Метрике". В апреле откроется третий.
"В shop–in–shop у нас будет ассортимент в 5 раз больше по числу наименований по сравнению с тем, что мы раньше продавали через "Метрику". Надеемся увеличить продажи минимум в 5 раз", — говорит генеральный директор ООО "ТПК "Стенова" Сергей Яворович.
Откроет два shop–in–shop в "Метрике" и крупнейший поставщик товаров для ванной комнаты в России "Акваарт" (дистрибьютор брендов АМ.РМ и Damixa).
Кстати, "Акваарт" привлек для разработки проекта shop–in–shop франкфуртскую студию Atelier Markgraph, которая последние 15 лет занимается разработкой выставочных стендов и ретейл–форматов для Mercedes Benz.
"Речь идет не о сдаче площадей в аренду, мы предоставим площади, которыми поставщики будут грамотно управлять за счет более точного подбора ассортимента и работы промоутеров", — объясняет исполнительный директор "Метрики" Константин Цивин, подчеркивая, что в сети надеются на увеличение продаж минимум в 2 раза в определенных категориях товаров. Если эксперимент будет удачным, то этот опыт "Метрика" растиражирует на все гипермаркеты в Петербурге.
Финская сеть "К–Раута" в марте этого года также открыла в двух своих магазинах shop–in–shop в зоне обоев с поставщиком "Стенова". Продажи обоев в гипермаркетах, где установлены shop–in–shop (в Калуге и в Петербурге на Таллинском шоссе) идут лучше, чем в других магазинах сети, говорят в "К–Рауте".
"Главная задача отделов — создать такую зону, где покупатель сможет познакомиться с трендами в обойном производстве, увидеть, как создать уникальный дизайн в своей квартире, сочетая рисунки и фактуры", — отмечают в "К–Рауте".
Ювелирная сеть "Адамас" тоже откроет shop–in–shop — по продаже французских брендов Agatha и APM Monaco. Ранее компания планировала развивать сети под этими брендами, но заморозила планы.
Х5 Retail Group начала внедрять стратегию по предоставлению помещений в "Пятерочках" в субаренду shop–in–shop с прошлого года. По словам директора по развитию бизнеса сети "Пятерочка" Дмитрия Бергельсона, по итогам 2014 года рост трафика и оборота в магазинах сети, где была реализована стратегия shop–in–shop, был на 6% выше, чем в магазинах сети без субарендаторов.
Сегодня в Петербурге в 154 "Пятерочках" открыты shop–in–shop: в 75 открыты аптеки, а в 79 — отделы с другими товарами, среди которых зоотовары, выпечка, одежда, бытовые услуги.
Я долго не решался работать с "Метрикой" — у нас разное ценовое позиционирование. Но пошел на эксперимент из–за Константина Цивина (исполнительный директор "Метрики". — Ред.), с ним мы делали аналогичный проект в "Дом–Лаверна". Важное преимущество shop–in–shop по сравнению с отгрузкой товаров в сеть в том, что мы сами управляем ассортиментом и видим объем продаж. Это абсолютно прозрачная схема. У нас это не первый опыт работы с сетями. Но такой большой по площади мы делаем впервые. Раньше у нас были выделенные зоны в магазинах или выставка отдельных коллекций.
Леонид Хазанов
владелец компании "Акваарт"