Интернет-гипермаркет ozon.ru вышел на рынок США. Бета-версия домена ozonru.com запущена в марте и уже принимает заказы. Через сайт продают только книги, но в компании не исключают, что ассортимент будет расширен. Компания рассчитывает исключительно на русскоязычную публику, ранее пользовавшуюся российским доменом.
Интернет-магазин Ozon, специализирующийся в основном на продажах книг, пошел на американский рынок. Компания, де-факто присутствовавшая там и ранее, запустила в начале марта отдельный домен ozonru.com — витрину для американской аудитории. Объем инвестиций в компании не комментируют. Сервис, запущенный в партнерстве с американской компанией Sentrum Marketing LLC, позволит более гибко формировать предложение для аудитории, уже пользовавшейся сайтом в зоне .ru, и продвигать витрину на новом локальном рынке.
Бета-версия сайта автоматически открывается на русском языке, даже если зайти на него с американского ip-адреса. Можно переключиться и на английский. "Наша аудитория в основном русскоязычная либо изучающая русский язык", — подтверждают догадки о фокусировке на эмигрантов в пресс-службе компании. Пока сайт, российский аналог которого предлагает 3,5 млн товаров 15 категорий, для покупки в США предлагает только бумажные книги.
"Мы ожидаем, что продажи будут на уровне европейских, — рассказал dp.ru о планах руководитель проектов Ozon.ru Михаил Осин. — Планируем, что средний заказ будет содержать шесть книг, а средний чек составит $60". Компания не считает себя первооткрывателем на рынке интернет-ретейла русскоязычных книг в США, а своим конкурентом там видит Amazon.
На вопрос, планируется ли продавать в США другие группы товаров, в компании отвечают уклончиво: "Пока фокус — это книги, а далее возможны и другие категории". Американская витрина для ozon.ru стала четвертой. Для стран Евросоюза с августа 2013 года доступен сайт ozonru.eu, для Израиля уже год — ozonru.co.il, самую первую запустили 2 года назад в Казахстане — ozonru.kz. Во всех вариантах и сейчас представлены только книги.
Американской аудитории доступны больше 59 тыс. книг, сообщается в шапке сайта. Среди сформировавшихся уже хитов продаж — детская литература и школьные учебники. Доставка книг до США должна сократиться до 1,5 недель, говорят в компании. Впрочем, по данным сайта, сроки доставки в зависимости от ее вида варьируются от 3 до 13 рабочих дней.
От продажи книг Ozon.ru получает меньше 33% оборота, отмечается на сайте компании. Во многом благодаря тому, что продает в основном бумажные книги. Покупка блокирующего пакета акций крупнейшей легальной онлайн-библиотеки "ЛитРес" за $10 млн, закрытая в мае прошлого года, предпринималась как раз для развития направления электронных книг.
Рынок бумажных книг в России в последние 5 лет стремительно сокращается — в среднем на 6% в год, с 62 млрд рублей в 2009 году до 48,2 млрд в 2013 году. Прогнозы по поводу его окончательной смерти в компании не делают, обходя этот вопрос стороной. Рынок же электронных книг в России, как и везде, растет. Еще в 2012 году он составлял 260 млн рублей, по прогнозам, сделанным в середине прошлого года, к 2018 году он должен достигнуть 5 млрд рублей. В середине прошлого года электронная библиотека ozon.ru составляла 24 тыс. книг, а его цифровые продажи выросли на 400%.
Еще 26% продаж магазина приходится на электронику, больше всего — 41% — приходится на подарочные сертификаты, как именно их тратят пользователи, не уточняется.
Ежедневная аудитория сайта составляет 700 тыс. человек. На заграничные продажи российского интернет-магазина приходится не более 1,5% от оборота. И это притом что экспорт в последние 4 месяца резко вырос из-за роста курса валют, говорят в компании? — покупать в России стало выгоднее. Среди заграничных покупателей первое место занимает Европа. Способствует этому и запущенная недавно по пользователям рассылка с ценами в евро, которые, надо полагать, выглядят привлекательно.
Детализировать статистику по странам в компании затрудняются, но уточняют, к слову, что доля Финляндии совсем невысока. На втором месте — Казахстан, на третьем — Израиль. Почти поровну оставшиеся 98,5% заказов делятся между регионами и двумя столицами.
По данным СПАРК, выручка ООО "Интернет Решения" (юридическое название интернет-магазина) в 2013 году составила 7,4 млрд рублей. Более свежей отчетности в системе не представлено. В своем недавнем интервью новый генеральный директор ГК OZON Дэнни Перекальски отметил, что в 2014 году компания увеличила оборот на 40%.
По данным Ассоциации компаний интернет-торговли, рынок e-commerce в 2014 году вырос на 31% (при росте курса доллара на 81%) — до 713 млрд рублей. Ключевыми моментами, с точки зрения ассоциации, стали рост пользователей в регионах и развитие мобильного Интернета. Интернетом пользуются 73 млн россиян, из них 40 млн делают покупки в Сети, 20% покупателей делают заказ через мобильный телефон. Доля тех, кто оплачивает товары банковскими картами, выросла с 55,3% до 61,7%, доля наличной оплаты при доставке упала на 20%.
Выросла и доля трансграничной торговли — по итогам года в заграничных магазинах было сделано 30% заказов (в 2013 году — 20%), подсчитали в АКИТ. Количество покупок выросло с 37 млн до 80 млн, вдвое выросла и их общая стоимость — с $3,5 млрд до $6 млрд. Доля покупок в заграничных магазинах будет продолжать расти в силу более широкого ассортимента, появления русскоязычных интерфейсов на сайтах, ускорившейся доставки из Китая и низкой цены там же, прогнозируют в АКИТ.
Неудивительно, что самый популярный российский агрегатор товаров "Яндекс.Маркет" накануне открыл покупателям доступ к заграничным магазинам. В нескольких категориях товаров вчера появилась возможность выбрать, продавцы из какой страны нужны посетителю. Например, в разделе "Гардероб" кроме российских продавцов можно выбрать Китай, Италию, Германию или Израиль, в разделе "Косметика" кроме этих стран есть еще и Украина, страну-продавца также можно выбрать и в разделе детских товаров. Всего "Яндекс.Маркет" дает доступ к 70 млн предложений от 16 тыс. продавцов. Месячная аудитория сайта, по данным TNS за январь, — 21,5 млн человек.