Паутина инвестиций

Одну из определяющих ролей в росте инвестиционного потенциала Ленобласти сыграло открытие производств крупных компаний, которые своим приходом стимулировали развитие смежных отраслей.

Сегодняшнее состояние Ленинградской области во многом определила ее политика по привлечению инвестиций, проводимая с начала 2000–х гг. По данным фонда "Центр стратегических разработок "Северо–Запад", с 2001 по 2012 г. объем инвестиций в основной капитал в регионе вырос почти в 10 раз, причем кризис 2008–2009 гг. существенного влияния на инвестиционный процесс не оказал. За период с 1997 по 2012 г. Ленинградской областью было заключено 169 инвестиционных договоров на сумму 327,2 млрд рублей.
Компании, которые приходили сюда в начале 2000–х, сегодня вносят существенный вклад в региональный бюджет, причем значительная доля поступлений приходится на транснациональные холдинги.
К примеру, в десятку крупнейших налогоплательщиков Ленинградской области (см. таблицу) помимо сырьевых, энергетических и государственных компаний вошли две иностранные. Поступления от крупнейшего из них, ЗАО "Филип Моррис Ижора", формируют 5,9% бюджета Ленобласти, всего же в 2014 г. объем налоговых платежей компании в бюджет РФ составил порядка 80 млрд рублей.
Но основное значение, которое имело строительство первых производств транснациональных компаний в начале 2000–х, — это запуск эффекта синергии. Выходя на рынок Северо–Запада России, они оказывали серьезное влияние на развитие многих отраслей. Оно могло быть косвенным: присутствие крупных производств повышало инвестиционную привлекательность региона в целом. И прямым — им требовались строительные, рекрутинговые и прочие услуги.

Нетрудный выбор

К примеру, строительство фабрики "Филип Моррис Ижора" стало одним из самых масштабных проектов в Ленинградской области начала 2000–х гг. Между принятием решения и запуском производства прошло 5 лет, из которых непосредственно на строительство ушло около двух — рекордные сроки для того времени.
Размер фабрики, расположившейся вблизи от Петербурга в Ломоносовском районе, составил около 80 тыс. м2, объем инвестиций на момент запуска фабрики — $330 млн. Первоначальная мощность была 25 млрд сигарет в год, но решение об увеличении производства вдвое было принято уже в 2001 г. А на сегодняшний момент это крупнейшая фабрика компании "Филип Моррис Интернэшнл" в мире, которая при этом является предприятием полного производственного цикла: от первичной обработки табака до производства и упаковки.
В 2005 г. на фабрике "Филип Моррис Ижора" были открыты две лаборатории по анализу химического состава табака, летом 2006 г. начала работать курительная лаборатория, предназначенная для анализа сигарет и табачных материалов.
Объем инвестиций компании в этот проект составил более $1 млн. Суммарно же с момента открытия предприятия общий объем инвестиций в него составил около $1,1 млрд, штат фабрики насчитывает 1500 человек.
"Изначально мы рассматривали несколько вариантов расположения фабрики, и в итоге выбор пал на Ленинградскую область, — рассказывает Константин Соловьев, генеральный директор фабрики. — Она отличалась выгодным расположением вблизи порта, развитой инфраструктурой крупной производственной зоны, возможностью найма высококвалифицированного персонала. Но эти факторы не сыграли бы решающей роли без той позитивной политики в отношении инвесторов, которая как тогда, так и сейчас проводится правительством региона".

Цепная реакция

Первое, что требовалось подобным компаниям после запуска проектов, — это строительные услуги.
"Когда зарубежные компании стали активно заходить на местный рынок со своими более дешевыми деньгами (у нас ставки по кредитам были 15–20%, а у них — 1,5–3%) и другими технологиями, то на первых этапах они для строительства даже привозили с собой иностранных рабочих, — вспоминает Виталий Чашечкин, генеральный директор компании "Виско". — Мы решили предложить им свои услуги, потому что я знал, что у нас есть грамотные хорошие инженеры и мы можем работать на достойном уровне. Мы переводили зарубежные ГОСТы, активно учились. Это было хорошее время — мы могли объединить своих качественных специалистов с новыми применяемыми ими технологиями и материалами, что очень сильно повлияло на наш дальнейший бизнес". Именно иностранные компании формировали первоначальный спрос на услуги рекрутинговых агентств, так как это изначально был западный стандарт.
Неслучайно многие рекрутеры, к примеру Kelly Services, начинали свой бизнес в России именно с Петербурга, который осваивался иностранцами активнее.
"На момент выхода на российский рынок у нас фактически было всего две основные услуги — подбор постоянного персонала и подбор временного персонала, — рассказывает Ольга Копылова, руководитель отделения по подбору персонала Kelly Services. — Сегодня же только услуга подбора постоянного персонала имеет не менее 10 разных конфигураций, и влияние крупнейших компаний на рынке Северо–Запада на это было самое что ни на есть прямое. Одной из главных особенностей работы с иностранными компаниями было желание найти лучших из лучших, из которого следует многоэтапный отбор и длительность поиска. Подобные компании зачастую выдвигают особенно высокие требования не только по квалификации, но и по персональным качествам".
Ну и наконец, приход крупных инвесторов дал импульс развитию смежных производственных областей. К примеру, приход табачных фабрик, включая вышеупомянутую "Филип Моррис Ижора", стимулировал развитие отечественного производства упаковки. В 2010 г., даже на фоне общего падения табачного рынка, в Красносельском районе Петербурга открыл свой завод австралийский концерн "Амкор" (работает в 43 странах мира), объединившись с местной компанией "Алкан". Объем инвестиций в проект составил более 40 млн евро, объем производства — 3 млрд этикеток.

Стандарты качества

Но помимо "материального" массовый приход инвесторов оказывал и "социальное" влияние — прежде всего тем, что они привносили зарубежные традиции экологичного производства, энергосбережения и высоких стандартов качества охраны труда и менеджмента (начиная от возможности каждого сотрудника вносить свои прямые предложения по совершенствованию производственного процесса до направления местных специалистов на работу за границу).
Кроме того, желая эффективно вести бизнес в долгосрочной перспективе, многие инвесторы начали активно участвовать и в социальной жизни региона — стали работать над улучшением условий жизни своих сотрудников, развивать благотворительные программы, взаимодействовать с образовательными учреждениями.
"Мы систематически помогаем различным ссузам Ленинградской области, независимо от профиля их специальностей, — рассказывает Марина Камаева, управляющий по внешним и корпоративным связям ЗАО "Филип Моррис Ижора". — Оборудуем современные учебные мастерские, даем гранты на подготовку преподавателей. Но это не значит, что выпускники этих учебных заведений обязательно пойдут к нам работать — нам, по сути, не требуется такого большого числа новых специалистов, и мы не градообразующее предприятие. Мы просто считаем важным вносить посильный вклад в модернизацию системы профобразования в целом. К тому же у нас есть свой собственный центр обучения, где мы своими силами подготавливаем, например, операторов к работе на современнейшем автоматизированном оборудовании. Получив опыт работы у нас, оператор или механик может быть востребован как работник на других ближайших предприятиях города и области".

Мировое значение

Сегодня большинство тех компаний, что пришли сюда 10–15 лет назад, уже не планируют дополнительного расширения. Тем не менее они продолжают развиваться.
"Даже в текущих непростых экономических условиях мы уверены в будущем российской экономики и не прекращаем инвестиции как в инфраструктуру, так и в развитие сотрудников, — рассказывает Константин Соловьев. — Мы планируем дальше совершенствовать эффективность, так как наше предприятие является одним из ключевых для "Филип Моррис Интернэшнл". Здесь тестируются самые передовые технические достижения, мы уже не только обучаемся, но и учим сотрудников из других подразделений. И все это — результат длительной и упорной работы, которая началась 15 лет назад".