Банановый король и введение цензуры

Назначение Владимира Кехмана главой Новосибирского театра оперы и балета часть критиков восприняла как абсурд.

Мало кто мог предположить, что конфликт вокруг оперы "Тангейзер" в Новосибирске действительно закончится резкой отставкой директора театра и более того — разговорами на высоком уровне о необходимости внедрения театральной цензуры. Но именно так и произошло.
"Тангейзер" — опера Вагнера, поставленная режиссером Тимофеем Кулябиным. Неожиданно она вызвала сильное недовольство Новосибирского митрополита, заявившего, что постановка оскорбляет чувства верующих. Дело было в том, что в определенный момент в качестве декорации на сцене появлялся постер с изображением Христа между ног обнаженной женщины. Оскорбленную православную общественность не волновали сложные смысловые обстоятельства появления этого плаката, она вообще не собиралась обсуждать это с точки зрения художественного замысла, а увидела лишь богохульство на сцене.
Дальше был суд, который не нашел, опираясь на экспертизы, никаких оскорблений чувств верующих, и заявления о готовности убрать спорный плакат из постановки, и письма в поддержку Тимофея Кулябина от Марка Захарова, Олега Табакова, Льва Додина, Андрея Могучего, Галины Волчек и многих других известнейших режиссеров и актеров, а с другой стороны — общественные слушания в Минкультуры, молитвенные стояния и призывы митрополита Новосибирского и Бердского Тихона выйти на митинг "Защитим святыни — спасем Россию".

Спорный выбор

Казалось, после того как на защиту постановки встал цвет российского театрального искусства, конфликт после решения суда сойдет на нет, останется лишь неприятной историей, но Министерство культуры скоропостижно отправило в отставку директора Новосибирского театра оперы и балета Бориса Мездрича. Он–де плакат убрал, но не извинился перед оскорбленными. И тут же назначило на этот пост директора Михайловского театра в Петербурге Владимира Кехмана, который как раз резко осудил сибирского "Тангейзера" "как человек верующий, крещеный, православный, как еврей". "Это демонстрация внутреннего нечестия в стиле и духе союза воинствующих безбожников", — сказал Владимир Кехман на тех самых слушаниях в министерстве. Назначение Владимира Кехмана, бывшего "фруктового короля" (основал компанию JFC), многие театральные критики восприняли как абсурд — Кехману припомнили все скандалы, сопровождавшие его приход в Михайловский театр, а их было немало. Правда, в последние годы, признают критики, Владимир Кехман все же, что называется, исправился, и театр под его руководством стал выпускать качественные и успешные постановки. Но это не значит, что скандалов не будет в Новосибирском театре, скорее всего будут, и кадровые, и репертуарные.

Назад, к цензуре!

Но дело тут вовсе не в том, хороший или плохой Владимир Кехман директор театра. Потому что изначально речь шла не о том, хорошая или плохая опера "Тангейзер" Тимофея Кулябина, а о том, является ли она политически благонадежной или же нет. Никакой словесный камуфляж тут ничего не скроет: в наше время "оскорбление чувств верующих" — это понятие не религиозное, а политическое, и факт смены директора, то есть вмешательства властей, это подтверждает.
В этой короткой, но бурной дискуссии на одной стороне были "Единая Россия" и митрополит, утверждавшие, что нет, опера неблагонадежна и поэтому ее следует как минимум откорректировать с обязательными извинениями, и их же сторону в итоге заняло Министерство культуры, а на другой — собственно театр, утверждавший, что художественные постановки не надо вообще переводить в плоскость поиска благонадежности и функция театра вовсе не в том, чтобы угождать митрополитам.
В этой дискуссии мощным нокаутом победила точка зрения первых, мнение представителей "Единой России" о театре оказалось для власти важнее, чем мнение всех на свете калягиных и додиных, и в театр прислан комиссар. Это может быть очень трудолюбивый и понимающий театр комиссар, но это все равно комиссар, который будет следить за тем, чтобы на сцене никогда не появилось никакой "антисоветчины", ничего, что могло бы расстроить митрополита. И ничего странного нет в словах заместителя главы администрации президента Магомедсалама Магомедова, сказанных РИА "Новости", о том, что он побеседовал "с Министерством культуры" (надо полагать, с министром Владимиром Мединским) и пришел к выводу (надо полагать, общему), что "наверное, надо на каком–то этапе смотреть репертуар, особенно государственных театров".
Магомедсалам Магомедов — экономист по образованию, бывший президент Дагестана. То, о чем он говорит (предварительный фильтр постановок), называется государственной цензурой, причем, учитывая времена, каждую постановку должен будет одобрить даже не какой–то худсовет, но и епархия. Кажется, театральное сообщество сейчас проиграет свою битву на подмостках.