Вызвавшая рост цен на нефть военная операция в Йемене началась с авиаударов Саудовской Аравии по позициям захвативших власть шиитов-хуситов. На Ближнем Востоке запутывается очередная война с прежними участниками и неожиданными союзами.
Цены на нефть поползли вверх и перевалили за $60 за баррель - благодаря военному конфликту, начавшемуся в Йемене. Саудовская Аравия во главе коалиции стран Персидского залива, к которым присоединились Иордания, Египет, Марокко и Пакистан, нанесла авиаудары по аэропорту в столице Йемена Сане и другим военным объектам, принадлежащим группировке хуситов "Анвар Аллах". Эр-Рияд защищает президента Мансура аль-Хади, бежавшего из столицы в результате мятежа хуситов. Естественно, в защиту хуситов, представляющих шиизм, выступил шиитский Иран, осуждающий действия саудитов.
Власти Йемена объявили о закрытии морских портов. Конфликт определенно ставит под угрозу мореплавание в одном из ключевых транспортных узлов мира, через который проходит перевалка нефти из Персидского залива, а цены на нефть для российской экономики чрезвычайно важны.
То, что сейчас происходит в Йемене, - лишь очередной эпизод многолетнего противостояния. Когда-то страна была разделена на две части: Южный Йемен (НДРЙ) находился под советским влиянием, Йеменская Арабская республика - под британским. Объединение произошло в 1990 году, но гражданские войны южан и северян после этого вспыхивали регулярно. Ведь после объединения власть в основном досталась северянам, и президентом стал экс-глава ЙАР Али Абдалла Салех. На политическое противостояние наложились и племенное, и религиозное - в северных районах жили преимущественно шииты зейдитского толка (зейдитом был и Салех), в южных - сунниты. До середины XX века зейдитам вообще принадлежала власть в стране.
"Арабская весна" 2010-2011 годов из Туниса и Египта добралась и до Йемена. Все шло по тому же сценарию: антиправительственные демонстрации, столкновения с полицией и войсками, требования отставки Салеха. После того как полицейские застрелили нескольких демонстрантов, на сторону оппозиции перешли ряд крупных племен. В итоге сопротивлявшемуся Салеху все-таки пришлось отправиться в отставку. О роли Саудовской Аравии в йеменской революции может говорить тот факт, что именно Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива настойчиво предлагал президенту Йемена покинуть пост, а указ о передаче полномочий Абду Раббо Мансуру Аль-Хади - сунниту - подписывался в присутствии членов королевской семьи Саудовской Аравии. Для нее Йемен - это что-то вроде Украины для России.
На этом все не закончилось. Али Абдалла Салех, которого не стали судить, а, напротив, гарантировали неприкосновенность и направили послом в ОАЭ, сохранил влияние, в том числе в армии. А на севере Йемена всегда были активны шиитские радикалы - хуситы. Они и раньше несколько раз поднимали мятежи, пытаясь восстановить зейдитский имамат - по утверждениям экспертов, при поддержке Ирана, в то время как в их подавлении Салеху помогали военные Саудовской Аравии и США. В прошлом году хуситы подняли новое восстание и за несколько месяцев взяли под контроль ряд крупных городов, включая Сану. Интересно, что хуситы, взяв столицу, учредили переходный революционный совет, в состав которого вошел и Али Насер Мухаммед - бывший глава НДРЙ и друг советского народа (хотя и не такой большой, как, например, другой Насер, Гамаль Абд Эль из Египта). Президент Аль-Хади бежал сначала в Аден, а несколько дней назад - за границу. Это и послужило поводом для начала открытой военной операции. Чтобы было еще более похоже на Украину, можно добавить, что хуситы изначально требовали федерализации Йемена.
Теперь сторонники экс-президента Салеха волей-неволей оказались в борьбе против радикалов-хуситов по одну сторону баррикад с суннитскими радикалами из "Аль-Кайды Аравийского полуострова", которые 3 года назад много сделали для свержения Салеха, и по другую - с единоверцами из Тегерана. Интересно, что одновременно в процесс включилось "Исламское государство", взорвавшее - уже при хуситах, неделю назад - две шиитские мечети. Осенью, по сообщениям западных СМИ, лидер ИГ Абу Бакр Аль-Багдади призывал воевать против хуситов, а Запад с ИГ, по идее, ведет непримиримую войну. Чем закончится распутывание этого очередного ближневосточного клубка, сейчас сказать невозможно. Стоит ждать большой междоусобицы, в течение которой вооруженные конфликты будут сопровождаться и ценовыми - на нефть. Возможно, она приведет к новому разделу Йемена. Тегеран вместе с Москвой сейчас настаивает на прекращении боевых действий на территории Йемена, Вашингтон, наоборот, операцию саудитов одобрил, и наверняка одним из последствий йеменского конфликта станет очередное ухудшение отношений России и США.