Как петербургский бизнес завершил 1 квартал 2015 года

Автор фото: Беликов Валентин
на фото: Марина Агеева - коммерческий директор УК "Теорема"

Руководитель отдела продаж УК "Теорема" Марина Агеева - о том, как петербургский бизнес завершил 1 квартал 2015 года.

Последние месяца три прислушиваюсь к кризису, как прислушиваются к организму: болит — не болит? Вроде полет нормальный. Осенью прислушиваться было некогда. В сентябре–октябре прошлого года все мрачно готовились к худшему, рисовали в воображении различные катастрофы.
И действительно, в ноябре все вместе, в обнимку с рублем и бочкой нефти, полетели под горку со свистом, нервным смехом, не успевая подкручивать цены.
В начале декабря все ориентиры были потеряны, и бизнес замер, не делая резких движений. Начались гадания на кофейной гуще и ожидания весны, когда уж точно "все станет понятно".
У кого–то сдали нервы, и в компаниях начали сокращать сотрудников. Правда, не везде. На новогоднем корпоративе глава УК "Теорема" Игорь Водопьянов сказал: "Мы решили никого не увольнять. Будем прорываться вместе!" — чем, конечно, категорически повысил лояльность коллектива. А потом случилась девальвация. Сначала все испугались и расстроились. А потом побежали тратить деньги. Застройщики не покладая рук продавали квартиры. И в этом было столько драйва!
В едином порыве сверхурочно трудились отделы продаж, нотариусы, ипотечные отделы банков. Когда еще услышишь от флегматичного банковского служащего крик в трубку в 8 вечера пятницы: "Да! Присылайте заявку, скорее! Да потом документы дошлете!"
К нам один клиент бегом прибежал, в прямом смысле. Отдышаться не мог — назавтра в банке, где ему была одобрена ипотека, поднимали ставку — хотел успеть все оформить. Успел.
Но наступила весна, а будущее по–прежнему туманно. Подводя итоги квартала, я провела опрос среди знакомых собственников бизнеса. Общая оценка: потребители, конечно, стали экономнее (примерное снижение объемов продаж — на 10–20% от того же периода прошлого года), но динамика бизнеса не снизилась.
Городские застройщики в марте почувствовали оживление спроса, а тут как раз и ипотека с господдержкой подоспела.
В нашем проекте такой активности не было с начала продаж в августе прошлого года (без учета декабрьского ажиотажа). Загородная недвижимость по–прежнему хорошо продается у тех девелоперов, у кого и раньше шли продажи. Арендаторы в ТРК сидят, не съезжают. Салон красоты сохранил всех постоянных клиентов, цены поднял только на новую партию косметики. Сильно подорожали продукты. Ресторан у Мариинки теперь посещаем на 15% меньше, чем год назад, но владелец грамотно успел закупить в ноябре отличные вина по вменяемым ценам и выигрывает конкуренцию у винных бутиков.
В адвокатском бюро работы точно не стало меньше, но зарубежные поездки подорожали. В театре на популярных постановках аншлаги даже по понедельникам и при цене билета 2–5 тыс. рублей. Спрашиваю всех: "Вы осенью себе это так представляли?" Нет, говорят, готовились к худшему, теперь, наверное, это худшее летом придет, раз в первом квартале не дождались. И что ты будешь делать, спрашиваю у друга–бизнесмена. Буду просто работать, отвечает он.