Почему логистические издержки бизнеса в России одни из самых высоких в мире

Автор фото: Тихонов Михаил
Грузчики вносят новую бытовую технику в подъезд дома в историческом центре Петербурга.

Профессор, руководитель лаборатории исследований в области логистики НИУ "Высшая школа экономики" в Петербурге Валерий Лукинский - о том, почему логистические издержки бизнеса в России одни из самых высоких в мире.

Логистические издержки бизнеса в России одни из самых высоких в мире. Они включают в себя все расходы, связанные с продвижением товаров и услуг от поставщиков сырья к потребителям. По нашим расчетам, в совокупности эти расходы достигают 20% российского ВВП, который на начало 2014 года составлял 70 трлн рублей. Для сравнения: среднемировой уровень логистических издержек — 12%, самый низкий — в США — 9,5%.
Наша стратегическая цель — сократить собственные издержки до общемирового уровня. Сэкономленных при этом средств вполне хватило бы на значительное улучшение качества системы образования, здравоохранения и других важных социальных функций государства.
Как добиться этой экономии? Одна из главных проблем современной российской логистики — в дефиците квалифицированных кадров. Зачастую логистикой на отечественных предприятиях занимаются специалисты, ранее работавшие в транспортной сфере, связанные со складским хозяйством. Это неплохо, но у таких специалистов, к сожалению, квалификация весьма далека от той, что требуется на современном предприятии. Как правило, у них достаточно узкий взгляд на проблему и отсутствует комплексный, системный подход к решению задачи. В результате мы получаем крайне неэффективную организацию производственного процесса на предприятии.
Не буду называть компанию, но это реальная история, мы проводили оптимизацию производственного процесса на одном заводе, выпускающем станки. На одно изделие отводилось 3 месяца. Проведя исследование, мы выяснили, что все операции по изготовлению станка, от доставки комплектующих до готового изделия, занимают 3 дня, а все остальное время комплектующие лежат на складе. При этом предприятие берет банковские кредиты, чтобы заполнить склад. На этом заводе нет связи между финансовыми процессами, управлением запасами, производством и заказами.
Часто компании запасаются сырьем и комплектующими впрок. На первый взгляд — правильно, ведь потери от дефицита могут быть колоссальные, и это очевидно. Но потери от неликвидов еще больше. Чтобы минимизировать их, необходимо, по крайней мере, проводить инвентаризацию запасов не раз в год, а хотя бы раз в квартал и оперативно избавляться от неликвида (на складе за год скапливается до 15% от всех запасов).
А еще лучше в дополнение к этому увязать систему управления запасами с системой привлечения заказов.
На государственном уровне дела обстоят нисколько не лучше. Например, действующее законодательство заставляет импортеров, ввозящих автомобили из Финляндии, тащить их в Москву на растаможку, а потом обратно на Северо–Запад для продажи. Это только один из примеров вопиющего отношения к логистике на государственном уровне. Так мы 8% издержек с нашего бизнеса никогда не снимем.
Логистика дает нам инструменты повышения эффективности производства, а многие люди в России — как в бизнесе, так и управляющие целыми отраслями на государственном уровне — даже не знакомы с последними достижениями этой науки.