Дмитрий Циликин, театральный критик Все статьи автора
20 марта 2015, 17:35 746

Рецензии на "Бемби" и "В джунглях" в Мариинском театре

Фото: Наташа Разина

Театральный критик Дмитрий Циликин - о "Бемби" и "В джунглях" в Мариинском театре.

Боюсь, это предмет ведения уже не рецензента, а, скорее, психоаналитика. Судите сами. Под Новый год некто Анна Матисон дебютирует в Мариинском театре (и в театре вообще) в качестве сценографа, художника по костюмам и даже режиссера–постановщика оперы Римского–Корсакова "Золотой петушок". Где среди прочего царь Дадон поет: "Пусть, ни мига не теряя, принесут мне попугая". Из каковой невинной реплики в спектакле вырастает целый персонаж — Попугай, чья роль становится одной из главных: он (вернее, она — Попугая изображает дама) красной нитью прошивает оставшееся действие, вступая в не очень понятные, но выглядящие весьма пикантно взаимоотношения с заглавным Петушком (он — тоже дама). Проходит пара месяцев, и головокружительная карьера г–жи Матисон делает еще один виток — теперь она предстала автором либретто и художником двух одноактных балетов по сказке Феликса Зальтена про олененка Бемби. Открывается занавес второго — "В джунглях" — и через все джунгли по диагонали висит гигантская голова… кого бы вы думали? Попугая! Интересно, что бы тут сказал доктор Фрейд.

Рецензия на спектакль "Хармс"

Рецензия на спектакль "Хармс"

353
Дмитрий Циликин, театральный критик
Рецензия на спектакль "Хармс"

Рецензия на спектакль "Хармс"

353
Дмитрий Циликин, театральный критик

Остальные декорации тоже выдержаны в попугайской расцветке. В воздухе парят циклопических размеров цветы, свисают лианы, на заднике мельтешит видео, и периодически все заливает густой фиолетовый свет. Под стать и костюмы: все краски радуги, все фасоны, у олених пятнистые чулки до середины бедра, будто они собрались жарить канкан в Мулен Руж, охотники фигуряют то в колониальном стиле, то в килтах (так это джунгли или Шотландия?), а у Старого Вожака и у ставшего впоследствии вожаком Бемби здоровенные ветвистые рога растут отнюдь не из головы, но из зада. Не приму возражения: мол, детям такое нравится. Врожденного вкуса — в отличие от, например, музыкального слуха — не бывает, он лишь воспитывается. Тут предыдущему поколению детей повезло больше: некогда в том же Мариинском театре шла реконструкция "Спящей красавицы" Петипа 1890 года с прекрасными, исполненными изысканного вкуса костюмами Ивана Всеволожского.

Однако мы не на дефиле, но в балете. Когда в позапрошлом году танцовщик Антон Пимонов представил свой балетмейстерский дебют — "Хореографическую игру 3х3", это была попытка языком пластики и с помощью выбранной им музыки (немецкого композитора XIX века Пиксиса) рассказать о своих мыслях и чувствах. То есть художественно доброкачественное действие. Выбор музыки Андрея Головина к радиоспектаклю "Бемби" и Александра Локшина к фильму "Тропою джунглей" принадлежит Валерию Гергиеву (он же дирижировал премьерой), либретто сами знаете чье. В этой ситуации Пимонов, конечно, не сочиняет собственное произведение, уж тем более не изобретает собственный хореографический язык, а комбинирует движения, основываясь на опыте, приобретенном за 15 лет на сцене. Технически грамотно, можно сказать — логично, а можно — предсказуемо. "Оленята носятся по лугу, играя в догонялки" — балерина и два кавалера прыгают синхронные жете; "Ронно вызывает приятеля на бой, но победителем из поединка выходит Бемби" — тут соперники, само собой, поочередно прыгают револьтады. Хотя случаются и остроумные придумки — к примеру, стреляющие охотники выстраиваются группой, явно пародирующей "Аполлона" Баланчина.

Эти же охотники, кстати, "В джунглях" подстрелили зоозащитника Егеря, но являются светлячки (танцовщицы в светящихся балахонах с бахромой) и одним только своим чудодейственным сиянием исцеляют бедолагу. Тут и вампуке конец — впрочем, апофеоз поставлен беспомощно и рутинно, даром что в оркестре, разумеется, тутти на трех форте.

Премьера открыла XV фестиваль балета "Мариинский", в программе которого еще, в частности, очередной воркшоп молодых хореографов (21 марта). Спасибо этой мастерской, в свое время открывшей Пимонова, — понадеемся, что и нынче она окажется результативной.

/
Купить фото
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Alternate Text
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама