GM хлопнул дверцей

General Motors сворачивает продажи в России автомобилей массового спроса и закрывает заводы. Часть экспертов уверены, что компания проиграла рынок конкурентам, но есть и те, кто видит в этом исключительно политический мотив.

Российский авторынок достиг такого этапа развития, когда иностранному производителю стало выгоднее уйти с рынка, чем оставаться на нем. Американский автогигант General Motors (GM) заявил вчера, что потратит $600 млн на завершение своей карьеры в России. Эти средства пойдут на расчеты с персоналом, партнерами, консервацию завода в Петербурге. Хотя еще 3 года назад GM планировал инвестировать $300 млн в расширение местного производства.
Opel полностью покинет российский рынок к концу декабря 2015 года, а Chevrolet минимизирует свое присутствие в России, заявил вчера американский автогигант. Также корпорация планирует остановить российские заводы — к середине 2015 года остановится петербургский GM Auto (собирает Chevrolet Cruze, Chevrolet Trailblazer, Opel Astra и др.). Без работы останутся более 2 тыс. человек. Также прекратится контрактная сборка Chevrolet Aveo на Горьковском автомобильном заводе. Только совместное предприятие GM–AVTOVAZ в Тольятти продолжит производить морально устаревшие Chevrolet NIVA.
"Это решение позволит избежать серьезных инвестиций в рынок с неясной долгосрочной перспективой", — объяснил президент GM Дэн Амманн. А генеральный директор Opel Group Карл–Томас Нойманн добавил, что в настоящий момент автомобили GM, производимые в России, не обладают достаточным уровнем локализации, а ситуация на рынке не оправдывает серьезных инвестиций в повышение локализации.
Руководство GM заверило, что ни один клиент не пострадает — компания будет исполнять гарантийные обязательства перед владельцами автомобилей, а также поставлять запчасти в Россию.

Не в тренде

В прошлом году GM столкнулась с серьезным (на 30%) падением спроса на свою продукцию в России, что заставило компанию резко сокращать выпуск, все чаще останавливая производство и отправляя рабочих на каникулы. С начала текущего года ситуация резко ухудшилась. Так, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе–феврале 2015 года продажи автомобилей GM в России упали на 75%, до 8,4 тыс. единиц. Больше всего спрос упал на Opel и Chevrolet.
Для сравнения: в среднем по рынку продажи сократились только на 32%. На складах местных автодилеров скопилось около 13 тыс. автомобилей GM. Данного объема при текущем уровне продаж, по оценкам дилеров, хватит до конца этого года.
Среди причин, приведших к резкому падению спроса на автомобили GM, дилеры называют прежде всего неконкурентоспособные цены. После резкого обвала рубля GM так круто поднял цены (в среднем в 1,5 раза на весь модельный ряд), что потенциальные клиенты испытали шок, даже отказывались смотреть автомобили.

Несколько лет назад

Еще 4 года назад Chevrolet занимал второе место по объему продаж среди всех иностранных марок, собираемых в России. Тогда американский автогигант вынашивал самые амбициозные планы по развитию бизнеса в России среди всех автопроизводителей, разместивших здесь сборочные заводы.
В 2011 году GМ подписал с Минэкономразвития РФ договор о расширении производства в России стоимостью более $300 млн.
К 2016 году компания намеревалась увеличить мощности петербургского завода с 50 тыс. до 240 тыс. автомобилей в год, а GM–AVTOVAZ должен был производить 120 тыс. автомобилей в год.
Однако с 2012 года Chevrolet стали догонять и обгонять бюджетные модели германского Volkswagen, корейских Kia и Hyundai и даже французского Renault.
Большинство опрошенных "ДП" автодилеров не видят в решении GM политической подоплеки. Решение чисто экономическое, связанное с просчетами маркетологов компании, которые попросту отдали рынок конкурентам, опаздывая с новинками и устанавливая неадекватные цены, уверены многие автодилеры.
По мнению генерального директора автоцентра "Аврора" (KIA Motors) Дмитрия Зайцева, компания уже давно "загибалась", плюс цена на их модели завышена. "Сейчас они говорят, что уходят с рынка из–за экономической ситуации и якобы не видят перспектив инвестирования средств, чтобы повысить локализацию. Но об этом стало известно не вчера", — говорит генеральный директор "Auto–Dealer–СПб" Михаил Чаплыгин. По его мнению, это какая–то глобальная ошибка в решениях топ–менеджеров GM на российском рынке. "Зачем было брать на себя повышенные обязательства по выпуску 240 тыс. автомобилей при отсутствии так называемой массовой модели, которой можно было бы загрузить завод?" — недоумевает эксперт.

Неожиданное решение

Один из дилеров GM сообщил, что получил от компании сообщение о намерении свернуть производство и продажи массовых брендов в России. "В сообщении они просили ничего не комментировать прессе, поэтому скажу, что думаю, без ссылки на меня", — заметил собеседник "ДП".
По мнению эксперта, с точки зрения здравого смысла, решение руководства GM чисто политическое и не имеет никакого отношения к экономике. Потому что компания фактически теряет завод, дилерскую сеть, теряет возможность хоть как–то нарастить продажи за счет маркетинговых акций. "Они пилят сук, на котором сидят. Зайти после этого в Россию будет очень сложно, потому что дилеры будут смотреть на них с недоверием. Дилеры окажутся в сложной ситуации. Продажи Cadillac, Corvette, Camaro — это капля в море, и бизнес на этих брендах никогда не сделать. Это так — развлечение", — резюмирует автодилер.

Другие пока держатся

Кроме GM в непростой ситуации оказались и другие компании, располагающие заводами в Петербурге и Ленобласти. Например, Nissan в феврале сократил выпуск автомобилей, а с 16 марта и вовсе приостановил его из–за слабых продаж. FordSollers также сбавил обороты, завод работает в одну смену 4 дня в неделю. Но пока руководство этих автогигантов не собирается покидать российский рынок. Более того, на Nissan неоднократно подчеркивали, что считают российский рынок перспективным. А японская Toyota, несмотря на общий негативный фон, намерена удвоить (до 100 тыс.) мощности петербургского завода.
На этом фоне резкие движения GM лишний раз дают повод подумать о политическом мотиве американской корпорации.
Эта новость для всех стала шоком. То, что такая большая компания покидает рынок России, является знаком для игроков. Это означает, что GM расценивает российский рынок как нестабильный и неперспективный. Мы, в свою очередь, намерены продолжать сервисное обслуживание машин GM, чей автопарк в городе достаточно большой, также будем продавать автомобили бренда, которые у нас остались в наличии. Мы готовы рассматривать варианты, какие бренды дальше продавать. Чтобы обсудить вопрос о получении дилерства другого бренда, времени до конца года хватит.
Василий Орехов
директор по маркетингу "Атлант М–Балтика"
По–моему, данный шаг не в полной мере соответствует действительности. Тем более в производство России GM вложил большие средства. В целом снижение продаж GM, скорее всего, связано с их жесткой стратегией, они относились к дилерам не как к своей розничной сети, а как к средству сбыта и выставляли жесткие требования по продажам. Теперь в лидерах по продажам корейские бренды, у них хорошая ценовая политика, а также высокий уровень локализации, что позволяет им показывать неплохие результаты в текущих условиях.
Игорь Седов
директор по развитию "Аксель Моторс"
Мы пока не получили ни одного документа от GM и не можем комментировать ситуацию. GM никому ничего еще не сообщил, кроме программных заявлений в СМИ. Совершенно непонятно, что дальше будет с дилерами, что делать с тысячеметровыми салонами — сервисы в них организовывать? О планах GM остаться в РФ в премиальном сегменте мне всерьез даже не хочется говорить. Cadillac они даже не рассматривали при выходе на рынок. Cложно сказать, что стало первичным в решении GM уйти с рынка — политика или экономика, но спад продаж 70% даже без политики не оставляет вариантов.
Михаил Логутенко
член совета директоров ГК "Лаура"
Компания GM уже давно вела неадекватную политику. Почему она это делала, я не знаю. Вернуться обратно на российский рынок им будет очень дорого, ведь $600 млн они сейчас потратят, чтобы уйти. Для возвращения в Россию им придется потратить намного больше. Нужно будет заново создать дилерскую сеть, и если снова выходить на рынок, то придется предложить что–то новое, со старыми моделями же не вернешься. Кроме того, их место на рынке займут другие производители — Nissan, Hyundai, где–то VW, где–то Renault.
Эдуард Маркман
генеральный директор "Петровского автоцентра"