Прохоров спасет "Таврический"

Банк "Международный финансовый клуб" Михаила Прохорова выбран санатором банка "Таврический". На спасение банка он получит от АСВ 28 млрд рублей.

Банк России утвердил план Агентства по страхованию вкладов (АСВ) по финансовому оздоровлению банка "Таврический" и официально ввел в банке процедуру санации. Инвестором после 1,5 месяца переговоров был выбран банк "Международный финансовый клуб" (МФК), 47% акций которого принадлежат миллиардеру Михаилу Прохорову. Кроме него на санацию претендовали Банк Москвы, банк "Санкт–Петербург", банк "Российский капитал" и Московский индустриальный банк.

Особая схема

Как сообщили в АСВ, главной причиной такого выбора стала оригинальная схема, предложенная инвестором и позволившая ограничиться вливанием в банк лишь 28 млрд рублей бюджетных средств вместо 35 – 40 млрд, которые бы потребовались в обычной ситуации.
Суть схемы заключается в том, что два главных вкладчика банка — ОАО "Ленэнерго" (11 депозитов на 13,4 млрд рублей) и ОАО "МРСК Северо–Запада" (шесть депозитов на 3,1 млрд рублей) — согласились оставить в банке большую часть своих средств, реструктуризировав долг "Таврического" в субординированный депозит на сумму 12,7 млрд рублей сроком на 20 лет. Такие обязательства энергосетевые компании подписали в рамках четырехстороннего генерального соглашения между ними, МФК и "Таврическим", причем АСВ будет контролировать исполнение этого документа всеми сторонами.
Впрочем, по словам одного из прочих претендентов на санацию, особой оригинальностью эта схема не отличается: каждый из потенциальных санаторов хотел бы убедить "Ленэнерго" и МРСК СЗ не забирать деньги из банка, как только его платежеспособность будет восстановлена. Об этом, говорят источники на банковском рынке, например, вел переговоры с губернатором Петербурга Андрей Костин, глава группы "ВТБ", в которую входит Банк Москвы — один из претендентов на участие в санации "Таврического".
Однако убедить "Ленэнерго" отказаться от денег было по силам не каждому, ведь энергокомпания сама испытывает гигантские финансовые трудности. Она имеет обязательства по технологическому присоединению абонентов к сетям на общую сумму около 18 млрд рублей, из которых, по данным комитета по энергетике Петербурга, на февраль 2015 года 6 млрд было уже просрочено. В результате более 30 домов общей площадью свыше 1,5 млн м2 будут, вероятно, сданы с серьезным опозданием.
Без денег, зависших в "Таврическом", выполнить эти обязательства "Ленэнерго" будет чрезвычайно сложно. Ведь компания взяла эти деньги в кредит у разных банков. И вместо того, чтобы заплатить подрядчикам, она разместила эти деньги в "Таврическом", что стоило в январе 2015 года кресла экс–гендиректору "Ленэнерго" Андрею Сорочинскому.
Поэтому письменное согласие нового гендиректора "Ленэнерго" Василия Никонова и его коллеги из МРСК СЗ забрать из банка лишь 3,8 млрд рублей из 16,5 млрд (из них, вероятно, 3,1 млрд пропорционально вкладу причитается "Ленэнерго" и 700 млн — МРСК СЗ) удивило многих участников рынка.

Что санировать

Банк "Таврический" на 1 февраля 2015 года имел активы в сумме 48,5 млрд рублей. Из них кредиты составляли 41 млрд рублей (1,2 млрд — просроченные). В пассивах банка на ту же дату находилось 17,3 млрд рублей вкладов физлиц и 20,3 млрд рублей вкладов юрлиц (в октябре 2014 года их было почти ровно вдвое больше).
Никто из вкладчиков, кроме вышеуказанных двух энергокомпаний, не брал на себя обязательств по хранению средств в санируемом банке. Поэтому в ближайшее время санатор (при наихудшем сценарии — если все вкладчики, кроме сетевых компаний, заберут свои деньги) может лишиться в общей сложности почти 25 млрд рублей, тогда как в банке из предоставленных ЦБ средств останутся минимум 3 млрд рублей. Соответственно, его главная задача в первые месяцы санации — любыми посулами убедить клиентов не отзывать свои вклады.
На примере санации Балтийского банка Альфа–Банком, которая идет с сентября 2014 года, видно, что от успеха в остановке оттока вкладов напрямую зависит объем средств ЦБ, который банк–санатор может использовать в собственном бизнесе, выводя их из санируемой организации через межбанковские кредиты.