О том, как отечественные компании ведут себя в кризис, и о том, как на самом деле надо бы себя вести российскому бизнесу в данной ситуации, рассказывает заместитель генерального директора группы компаний InfoWatch Всеволод Иванов.
— Всеволод, расскажите, пожалуйста, с какими трудностями сталкиваются российские компании в
кризис? Как на них реагируют и чем наша реакция отличается от действия зарубежных компаний?
— Хороший вопрос, поднимающий одну из характерных для нашего общества проблем. По каким-то причинам, возможно, потому что наша история изобилует финансовыми кризисами, и мы испытываем страх перед экономической нестабильностью. Многие отечественные компании заранее сворачивают активность, производят сокращение расходов на развитие – на ИТ, маркетинг, продажи, сокращают персонал, забиваются в угол в надежде переждать кризис. Собственно, это многократно повторенное пережидание и приводит к острому кризису.
Если бы мы продолжили так же работать и так же покупать, как и до кризиса, спрос бы изменился лишь на категории товаров, на которые изменилась бы цена по причине переоцененного рубля. Но ничего страшного не случилось бы, если бы граждане и компании не засунули голову в песок, не скупили бы доллары и оставили бы деньги в банках.
— Как компаниям нужно вести себя в кризис, чтобы остаться на плаву? На что следует обратить внимание
в первую очередь?
— Я считаю, что компании должны развивать продажи, улучшать качество обслуживания и работы с клиентами и биться не на жизнь, а на смерть за любого клиента. А обратить внимание надо на затраты, связанные с долларом, на неэффективное расходование финансовых средств на непрофильные проекты, что весьма распространено во времена финансовой стабильности. В кризис надо максимально сфокусироваться на том бизнесе, который приносит прибыль, повышать качество, быть честными и больше работать. И не экономить на развитии — на маркетинге, который формирует спрос, на ИТ, которые оптимизируют инфраструктуру и снижают затраты, и т. д.
Если компания сократила пару сотен продавцов, это вовсе не значит, что она отлично сэкономила в кризис. Помимо затрат на увольнение, связанных с компенсациями сотрудникам, высокой вероятностью уноса уволенными сотрудниками клиентских баз, волной негативных отзывов о работодателях в Интернете и т. п., эта компания фактически ставит крест на своем развитии, поскольку приводить новых клиентов и увеличивать продажи будет просто некому.
Кризис дает отличную возможность привести свой бизнес в порядок, уволить халатных сотрудников, тех, кто занимается саботажем, отлынивает от работы и т. д. Заметьте, не сокращать целые направления бизнеса, а попрощаться с бездельниками, с теми слабыми сотрудниками, с которыми вы, возможно, мирились во времена финансового благополучия.
— Насколько актуальна информационная безопасность в кризис? Какие новые ИБ-угрозы встают перед
компаниями в это время? Как с ними следует бороться?
— Рынок российской информационной безопасности в ближайшее время будет расти очень интенсивно. Будет расти спрос на системы защиты от утечек, на решения для защиты от таргетированных атак, продукты, связанные с мониторингом репутации компаний в сети Интернет, и др., поскольку компаниям необходимо будет знать, кто из сотрудников собирается увольняться, кто занимается сливом информации, кто пишет негативные отзывы о компании в Интернете и т. д.
Все угрозы, связанные с персоналом, в кризис возрастают кратно, приводя к прямым экономическим потерям компаний. Однако эти угрозы можно значительно снизить методами информационной и экономической безопасности. Под такими методами подразумеваются прежде всего организационные меры защиты. Ну и конечно, обязательным является использование специализированных систем мониторинга информационных потоков и внутренних угроз. Такие системы существуют на российском рынке довольно давно, они позволяют осуществлять постоянный мониторинг всех операций с информацией и действий пользователей в компьютерной сети.
Также с помощью данных систем мониторинга компании могут осуществлять контроль переписки корпоративных менеджеров, что важно, поскольку в почте зачастую обсуждаются детали сговора.
Системы мониторинга внутренних угроз позволяют выявлять случаи саботажа и снижения рабочей активности сотрудников. Они формируют статистические данные о рабочем дне каждого сотрудника с показателем по количеству времени, проведенного сотрудником за деловыми переговорами с клиентами и партнерами, работой с корпоративными документами и т. д.
Вообще в кризисное время компаниям жизненно важно не только знать обо всех рисках, но и уметь выявлять угрозы на ранней стадии и оперативно на них реагировать. Ведь в период экономической нестабильности эти проблемы переходят из разряда угроз информационной безопасности в разряд экономических угроз. Каждое из данных действий усугубляет негативный эффект от кризиса, увеличивает финансовые потери и уменьшает прибыль компаний.