Личная безответственность

СПб. Арбитражный суд отказал Внешэкономбанку во взыскании с Артура Кириленко непогашенных долгов обанкротившегося холдинга "Строймонтаж" на 5 млрд рублей.

Ходатайство о привлечении бывшего гендиректора и основного владельца обанкротившегося ЗАО "Строймонтаж" Артура Кириленко к субсидиарной ответственности по долгам компании в размере 5 млрд рублей Внешэкономбанк подал в суд чуть ли не в новогоднюю ночь — вечером 31 декабря 2014 г.
В обоснование ходатайства об истребовании денег лично с Артура Кириленко юристы ВЭБа заявили, что бизнесмен не исполнил своего обязательства по подаче заявления о банкротстве, которое он должен был подать не в мае 2009 г. (когда банкротство реально началось), а еще в марте 2008–го: о кризисе ликвидности тогда еще никто не слышал, а дыра в балансе у застройщика, дескать, уже была непоправимой.
Но доказать эту мысль судьям юристы банка не сумели, а иных действий, приведших к банкротству, они за девелопером не нашли. В результате суд 15 февраля 2015 г. в ходатайстве отказал. В банке готовят апелляцию.

Неутешительный итог

Девелоперский холдинг "Строймонтаж", принадлежавший Артуру Кириленко (90%) и Сергею Полонскому (10%), перед кризисом был одним из крупнейших застройщиков Петербурга. Он обанкротился в 2009 г., успев перед этим достроить дома и раздать квартиры 13 тыс. дольщиков. Вскоре после этого Артур Кириленко покинул страну и поселился в Испании. В декабре 2014 г. конкурсный управляющий "Строймонтажа" Андрей Шутилов отчитался об итогах конкурсного производства, в ходе которого были проданы все активы застройщика: 42 квартиры, шесть машино–мест в паркингах, бизнес–центр "Монблан", несколько земельных участков и дебиторская задолженность французских компаний Артура Кириленко на общую сумму 3 млрд рублей.
Большинство активов купили с существенным дисконтом физлица и фирмы, связанные с бывшим топ–менеджментом "Строймонтажа". В итоге были погашены требования кредиторов на 1,2 млрд из 6,2 млрд рублей долгов компании. Из них банки и подрядчики, которым девелопер задолжал около 2,2 млрд рублей, получили меньше 500 млн, а большая часть досталась офшорам и структурам, связанным с экс–менеджерами "Строймонтажа".

Закон для должника

По мнению экспертов рынка банкротств, привлечь собственника бизнеса к субсидиарной ответственности за несвоевременную подачу заявления о несостоятельности сложно. "Калитка такая есть, но войти в нее сложно, потому что признаки банкротства, перечисленные в законе, очень расплывчаты, — говорит гендиректор ЗАО "ФУКАУ" Алексей Васильев. — Наших клиентов часто пытались привлечь по этой статье к ответу по долгам, но мы всегда отбивались. Судьи углублялись в анализ состояния компании до банкротства, а там сколько экспертов, столько оценок. Доказать очень сложно".