Вячеслав Семененко взялся за док

Автор фото: Trend/ Евгений Асмолов
Россия, Санкт-Петербург. Ассамблея Всемирного клуба петербуржцев, посвященная 20-летию клуба. В Эрмитажном театре прошла Ассамблея Всемирного клуба петербуржцев, посвященная 20-летию клуба. На снимке: Вячеслав Семененко, председатель Комитета по строительству администрации Санкт-Петербурга

КБ ВиПС, 25% акций которого недавно выкупил бывший глава комитета по строительству Петербурга Вячеслав Семененко, спроектирует сухой док для "Северной верфи" за 420 млн рублей.

"Конструкторское бюро высотных и подземных сооружений" (КБ ВиПС), 25% акций которого принадлежат бывшему главе комитета по строительству Петербурга Вячеславу Семененко, выиграло право на проектирование сухого дока для Северной верфи.
Сумма контракта — 421 млн рублей, что составляет 62% годового дохода проектной организации. Срок выполнения работ — 16 месяцев.
В борьбе за выгодный контракт КБ ВиПС обошло ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта" (ЦТСС), считавшегося главным претендентом на победу — эта организация спроектировала практически все действующие верфи в России. А в послужном списке КБ ВиПС не значится ни одного промышленного объекта. Зато эта организация участвовала в проектировании многих скандально известных достопримечательностей Петербурга. Например, КБ разрабатывало проектную и рабочую документацию для стадиона "Зенит-Арена", участвовало в проектировании второй сцены Мариинского театра, многофункционального комплекса "Лахта-центр" и др.
По критерию "опыт работы" ЦТСС получил ноль баллов, удивляется Валерий Киреев глава "Союзпроектверфь" — подразделение ЦТСС специализирующееся на проектировании верфей. Это и стало решающим фактором. "Решение закупочной комиссии мы, скорее всего, обжаловать не будем", — говорит Валерий Киреев.
Условия конкурса смутили не только представителей ЦТСС. Проектная организация ООО "Спецстрой" обратилось с жалобой в Федеральную антимонопольную службу по Петербургу. Компания посчитала, что специфически сформулированные требования к опыту работы (нужно указать объем выполненных работ за определенный период) ограничивают конкуренцию — малые и средние фирмы не могут участвовать в конкурсе. Однако антимонопольный орган не нашел в действиях закупочной комиссии нарушений
Удачная покупка
Некоторые судостроители отмечают, что победа КБ ВиПС связана с личностью и деловыми связями  экс-председателя комитета по строительству Смольного Вячеслав Семененко — в конце прошлого года он приобрел 25% КБ "ВиПС" у основного акционера компании Андрея Панферова (до сделки ему принадлежало 72% акций). "Откуда у современных проектных организаций опыт строительства верфей? Когда у нас была последняя верфь построена? Требовался опыт генпроектировщика, а мы на сегодняшний день самый мощный проектировщик, у нас лучший инженерный коллектив в России. Никто не может похвастаться таким количеством спроектированных уникальных объектов", — заявил Вячеслав Семененко.
Однако проект строительства сухого дока подразумевает не только возведение крытого сооружения длиной 500 м и шириной 120 м для строительства судов, но и масштабное перевооружение верфи. А для этого необходимо разбираться в технологиях судостроения. По словам Вячеслава Семененко к проекту в качестве партнера ВиПС привлечет инжиниринговую компанию "Станкоинвест" — разработчика технологических решений в области металлообработки.
Подмоченная репутация
По словам анонимного собеседника "ДП" из судостроительной отрасли, в подготовке конкурса активно участвовала государственная "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК) — именно ее специалисты составляли документацию.
От официальных комментариев в ОСК отказались. "Отношение к ЦТСС у руководства ОСК сегодня более чем негативное. Эта организация нас серьезно подвела с Дальневосточным заводом "Звезда", и таких ожогов было очень много", — пояснил источник в ОСК. Речь идет о задержках в строительстве "Звезды", которые, как считают в ОСК, возникли в том числе и по вине ЦТСС.
Один из петербургских судостроителей, знакомый с ситуацией, добавил: "ВиПС и еще один участник конкурса Росинжиниринг работают в 3D, а в ЦТСС даже не знают, что это такое. Плюс к этому у них в консультантах крупные южно-корейские технологические компании. Они уже предложили, как сэкономить на проекте".
Идея строительства сухого дока на "Северной верфи" обсуждается с 2012 года, сообщали даже, что в ОСК зарезервировано 15 млрд рублей на его возведение. В активную фазу процесс подготовки к строительству перешел после того как Алексей Рахманов в конце мая 2014 года возглавил ОСК. Ранее он заявлял, что если на Северной верфи будет построен сухой док, то расположенный по соседству "Балтийский завод" сможет работать с ней в кооперации.