Подрядчики борются за строительство школы в Колтушах за 490 млн рублей

Автор фото: Асташенков Евгений

Вокруг контракта на строительство школы в Колтушах за 490 млн рублей разыгрались нешуточные страсти. Подрядчики засыпали областное управление ФАС жалобами на завышенные требования. На этом примере можно изучать работу системы распределения госзаказа.

Подрядчики второй месяц борются за заманчивый контракт на строительство школы на 600 мест в Колтушах почти за 500 млн рублей.
Dp.ru продолжает свою серию публикаций о премудростях госзаказа. На этот раз, на примере данного конкурса мы изучили, как в Ленобласти работает система распределения подрядов, которую критикуют и заказчики, и участники конкурсов. Последние жалуются на слишком сложные требования, понятные лишь избранным. А те, кто соображает получше, зарабатывают неплохие деньги.

Соперники

Первый из трех претендентов на строительство школы в Колтушах — московское ООО "СпецСтройУниверс" Виктора Требинского (65%) и Юрия Баранова (35%), которое еще не работало на госзаказах на Северо-Западе.
Второй участник соревнования — ООО "ГлавВоенСтрой" известного петербургского девелопера Михаила Медведева, владельца группы компаний "ЦДС". Структуры Михаила Медведева впервые участвуют в тендере на социальный объект в Ленобласти. Параллельно ЦДС планировало строить еще одну школу за свой счет в Мурино по программе "инфраструктура в обмен на налоги". Строить две школы в Ленобласти одновременно компании было бы удобно. Жилые комплексы ЦДС строит и в Мурино (ЖК "Новое Мурино" и ЖК "Муринский Посад"), и в Янино (ЖК "Новое Янино").
Третий претендент — ООО "Сотранс Строй", зарегистрированное на панамский офшор. Заявка этого подрядчика, судя по цифрам, наименее конкурентноспособна.  

Предновогодний конкурс

Московская фирма "СпецСтройУниверс" снизила стоимость работ на 15%, с 491 млн до 418 млн рублей. Как правило, снижение в таких конкурсах составляет не более 5%. Компания Михаила Медведева цену не снижала. Третья фирма предлагает поработать за 489 млн рублей, но приложила справку об опыте работ только на 1,5 млрд рублей, тогда как опыт фирмы Михаила Медведева — 5,7 млрд рублей. Опыт московского подрядчика — 3,8 млрд рублей.
По условиям конкурса, опыт участника должен составлять не менее 4 млрд рублей. Под опытом имеется ввиду строительство домов на 4 млрд рублей за последние десять лет. Экономически эта цифра никак не обоснована. Неизвестно, почему требуется именно такой опыт, а не 3 млрд рублей или 10 млрд рублей. С другой стороны, нарушения закона здесь нет. Требования устанавливает заказчик — комитет госзаказа Ленобласти.
Победителя выбирают в форме конкурсе, а не через электронный аукцион. В аукционе главное — снижение стоимости работ, а в конкурсе — опыт и соответствие требованиям.
Конкурс объявили 31 декабря 2014 года, но приостановили из-за большого количества жалоб в антимонопольную службу (УФАС по Ленинградской области). Вчера там проходило слушание по жалобе от ООО “ПСКЛ”. До этого на конкурс жаловалось ООО "Спецстрой", но их жалобу признали необоснованной. Затем жалобы направили ООО “Альянслайн” и ООО “Орион”, они обозначены как заявки на стадии рассмотрения.

Страсти вокруг трубы

Может быть, из-за столь многочисленных жалоб, а может быть, и из-за присутствия на заседании корреспондента dp.ru, антимонопольная комиссия вчера изучала жалобу "ПСКЛ" с особой эмоциональностью и тщательностью. Если бы эта жалоба была удовлетворена, она сыграла бы на руку московскому подрядчику и сильно затруднила бы победу структур ЦДС.
Бурное обсуждение длилось два часа. Еще столько же антимонопольщики за закрытыми дверями принимали решение. Обычно подобные заседания длятся минут двадцать и состоят из сухого обмена юридическими терминами и короткого вердикта.
На заседании, например, полчаса были посвящены обсуждению веса оцинкованной трубы. Для стороннего наблюдателя дискуссия выглядела довольно комично, но участники вели ее сосредоточенно и нервно. Сколько же должен весить один погонный метр трубы в школе, — 1,28 кг или на 3% больше, или же на 8% больше, или же вовсе на 11% (потому что это 8% плюс 3%), — так и не договорились. Уже на пятой минуте обсуждения все как будто забыли, что именно собираются строить, школу или, может быть, водопровод. Наконец, один из представителей комитета по госзаказу верно подметил: "Мы здесь будем бесконечно спорить".
Спорить тут, и правда, можно без конца. Ведь только табличка с требованиями к материалам в конкурсной документации занимает около 50 страниц. Тем не менее, спор продолжился, и еще полчаса были посвящены обсуждению товара под названием “щебень, тип-1”. Так он был обозначен в смете. Но в проекте под таким же названием этот щебень не фигурировал.
Таких спорных моментов авторы жалобы нашли довольно много. Например, юрист “ПСКЛ” Денис Евдокимов указал на то, что где-то речь идет о тяжелых люках, а где-то — о средних. "В перспективе подрядчик будет включать в смету тяжелые люки, а закупит — средние, и куда пойдет разница, вопрос риторический", — заметил он.
Ясно, что при строительстве школы никто не будет столь дотошно контролировать вес погонного метра каждой трубы или рассыпчатость щебня. Однако в конкурсные документы от раза к разу включают такие показатели. Ветераны рынка госзаказа рассказывают, что именно в этих запутанных условиях и кроются ключи к шифру всего заказа. Угадать правильный ответ невозможно, надо знать наверняка. Подробнее о том, как знание правильных ответов помогает одним выигрывать конкурсы, а другим — зарабатывать деньги, dp.ru писал еще полгода назад. С тех пор ситуация не изменилась, и конкурсы все еще содержат условия с запутанными ребусами. Разгадать их не под силу даже самым опытным строителям, и им приходится обращаться к знающим людям.
Представители областного комитета госзаказа и в этот раз стояли на своем: "Вся документация ГОСТам соответствует", но периодически переходили на повышенные тона и требовали уделять их пояснениям больше внимания. Антимонопольщики слушали, в основном, молча. Но после завершения оживленной дискуссии все конфликтующие стороны вышли из зала и начали дружелюбно похлопывать друг друга по плечу в честь удачного двухчасового шоу.

Частично обоснована

Ленобластные антимонопольщики в итоге признали жалобу "ПСКЛ" частично обоснованной, но конкурс отменять не стали и предписание об устранении нарушений не выдали. Отмена конкурса привела бы к серьезной задержке строительства школы. Но, если конкурсная комиссия не допустит хотя бы одного из трех претендентов, антимонопольщики могут вернуться к этому вопросу. Это будет ясно 24 или 25 февраля после публикации решения комиссии на портале госзакупок.
Интересно, что “ПСКЛ” заявку на участие в конкурсе не подавали, как и другие компании, которые до этого жаловались на конкурсную документацию. На петербургском рынке все эти фирмы известны очень частыми жалобами на самые разные конкурсы и очень редким участием в них. В "ПСКЛ" уверяют, что просто не хотят тратиться на банковские гарантии в заведомо проигрышных ситуациях.
Однако, на рынке бытует мнение, что такие фирмы действуют не в собственных интересах, а являются своеобразными юристами для реальных участников конкурсов и работают на условиях 3-5% от цены контракта. Но формально этого рынка не существует.
Что касается взаимодействия антимонопольной службы Ленобласти и областного комитета госзаказа, то их офисы находятся в соседних помещениях на улице Смольного, 3. Так что, в принципе, у них есть все условия для консультирования и подготовки идеальной конкурсной документации, к которой ни у кого не было бы никаких претензий. Но почему-то проблемы повторяются вновь и вновь.