Сотовые операторы несут такие потери в международном роуминге, что будут вынуждены и дальше повышать тарифы, прогнозируют аналитики TelecomDaily.
На прошедших январских праздниках доля петербуржцев, которые пользовались роумингом, выезжая за рубеж, сократилась на четверть по сравнению с предыдущим турсезоном (лето 2014). Это выяснило в результате опроса агентство TelecomDaily. Мало того, самих выезжающих было на треть меньше, чем ранее. Таким образом, считают в TelecomDaily, произведенное перед праздниками повышение цен на услуги роуминга не компенсирует операторам всех потерь: сокращение турпотока, уменьшение доли пользующихся роумингом среди абонентов, увеличение выплат зарубежным операторам-партнерам в рублевом выражении. Аналитики прогнозируют дальнейшее увеличение цен на роуминг.
В июне-июле 2014 года роумингом пользовались 58,5% путешествующих россиян, согласно опросу TelecomDaily. Значит, сейчас это примерно 44%.
Сопоставляя новогодние каникулы 2014 и 2015 годов, почти все операторы "большой четверки" говорят, что количество роумеров сократилось, но услуг они стали потреблять больше. Последнее компании объясняют тем, что проводили снижение цен в течение 2014 года.
Вместе с тем сотовики отмечают рост трафика передачи данных в роуминге. Это они тоже связывают с акциями, проведенными в течение 2014 года. Но стоит отметить, что передачей данных пользуются только 3-7% роумеров, в зависимости от оператора.
В
"ВымпелКоме"
(бренд "Билайн") говорят, что количество роумеров сократилось на 14%, а потребление голосовых услуг в расчете на каждого выросло на 24%. В целом же голосовой трафик сократился, SMS-трафик — тоже. Трафик передачи данных вырос более чем вдвое.
У
МТС
количество роумеров уменьшилось на 25%, общий объем звонков сократился на 26%, количество отправленных SMS — на 28%. Объем интернет-трафика вырос на 23%.
Перед новым годом почти все операторы пересмотрели цены на роуминг. "МегаФон" повысил базовые тарифы. Другие операторы, которые делали ставки на опции, произвели изменения в этой части. О дальнейшем повышении никто пока открыто не заявляет, но все фактически признаются, что зависят от иностранных операторов-партнеров.
"Мы по-прежнему воздерживаемся от каких-либо прогнозов по изменению цен, — сообщают в "ВымпелКоме", — но стоит отметить, что все взаиморасчеты с зарубежными роуминг-партнерами номинированы в валюте, и безусловно, текущая ситуация оказывает влияет на переговоры с партнерами, особенно в части голосовой связи".
"В вопросе снижения тарифов очень многое зависит от позиции наших роуминговых партнеров, на оплату услуг которых приходится порядка 70% затрат абонентов", — говорят в МТС.
"МегаФон", который делал ставку на базовые тарифы, переключился на продвижение опций: "Мы планируем удерживать цены на доступном уровне, в том числе одновременно предлагая клиентам широкий набор опций, позволяющих существенно экономить в поездках по всему миру". При этом в компании нацелены "сделать все возможное", чтобы сохранить свои конкурентные преимущества в роуминге.
"Для нас роуминг — это не высокомаржинальная услуга, а услуга, направленная на поддержание лояльности абонентов", — заявляют в Tele2. Поэтому там намерены "предлагать самые выгодные условия общения". Отметим, что роуминг никогда не был высокомаржинальной услугой, вопреки распространенному мнению.
"Операторы "большой тройки" еще будут повышать цены. Мы ждем этого в феврале", — говорит генеральный директор компании "ГудЛайн" (продает туристические SIM-карты) Сергей Трофимов. Его прогноз на 2015 год невесел: роуминговые доходы в лучшем случае составят 50% прошлогодних. И это при том, что за последний год, по его словам, число активных пользователей туристических карт в России сократилось почти в два раза, до 1 млн человек.
Тарифы туристических SIM-карт, как правило, номинировали в долларах, так что для россиян они подорожали автоматически. Поэтому в компании вынуждены были снижать цены, чтобы сохранить клиентов. Собираются снижать их и дальше, но выборочно – на самые востребованные услуги. В частности, на роуминг в Азии и на передачу данных.
"Мы наблюдаем перераспределение турпотоков из Европы в Азию, — рассказывает Сергей Трофимов. — Тайланд, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Индонезия — здесь мы уже понизили цены и еще будем понижать".
Представители "ВымпелКома" и МТС называют среди самых популярных среди абонентов-роумеров стран Беларусь, Египет, Таиланд, Германию.
Хотя рынку туристических SIM-карт последние несколько лет предрекают гибель, на нем действуют сравнительно новые игроки. В частности, основанная латвийцами компания Roamer, которая продает зарубежные SIM-карты, начала вести бизнес около 1,5 лет назад и ориентируется именно на СНГ: сейчас представителей содружества — 40% от всей абонентской базы (100 тыс. клиентов).
"Несмотря на кризис, мы не теряем, а наоборот, прибавляем. Так как для нас еще много неохваченных пользователей, сегодня рост нашей базы — по 20% в месяц (не только за счет России — dp.ru), — утверждает Петр Антропов, соучредитель Roamer. — Даже если российский рынок сократится в два раза, все равно, мы только на нем появились, для нас здесь еще много работы".
Что касается "большой тройки", программу активного продвижения роуминговых услуг с ее неожиданными, иногда рискованными ходами можно считать законченной. Теперь главное — минимизация потерь. Тем более, выручка от международного роуминга все равно составляет 2-3% в общей выручке большого оператора.