Федеральный бюджет собираются секвестировать — самого этого термина власти избегают уже не так упорно, как это было и во время кризиса 2008-2009 годов. Зато тогда ясность с сокращениями наступила гораздо раньше, сейчас же придется подождать новостей экономики.
Бюджет России будет откорректирован — это, очевидно, придется делать, заявил спикер Госдумы Сергей Нарышкин, открывая весеннюю сессию Госдумы. "В нынешней обстановке лишних денег просто нет", — сказал он. И добавил загадочную фразу: "Считаю недопустимым примитивное секвестрование бюджета — условно на 5, 10, 15%. Необходимо сокращать исключительно неэффективные расходы, объем которых очень и очень велик".
Вопрос, кто включил в бюджет расходы, про которые заранее известно, что они неэффективны, да еще в таком объеме, можно оставить за скобками. Важнее то, что масштабы грядущего сокращения пока неизвестны. Несколько дней назад министр финансов Антон Силуанов предупредил, что внесет в Госдуму инициативу о 10-процентном сокращении, но оговорился, что этого, судя по всему, "будет недостаточно". Теперь и Сергей Нарышкин, как выяснилось, предлагает не говорить о фиксированных цифрах. Бюджет будет сокращен на некий объем, возможно, очень и очень великий, а возможно, и не очень.
По всей видимости, пока точных размеров необходимых корректировок не представляют ни в правительстве, ни в Госдуме. Что-то резать придется, но что и на сколько — неясно. Конкретика должна появиться по итогам первого квартала, когда примерно станет понятно, какой у нас экономический спад, каковы цены на нефть и валюту, и на что можно рассчитывать. В Петербурге пока тоже ничего конкретного — корректировка бюджета традиционно проходит весной, в комитете финансов уклончиво говорят, что "экономить нужно на всем, а жирок имеется везде", намекая на то, что "урезать аппетиты" отдельных комитетов вполне возможно; глава БФК ЗакСа Константин Сухенко сообщил, что на сегодняшний момент разговоров о сокращении параметров бюджета-2015 не ведется.
Шесть лет назад власти вообще старались избегать слова секвестр, именуя его перераспределением доходов. На этом настаивал вице-премьер Аркадий Дворкович, министр финансов Алексей Кудрин также говорил о том, что это не секвестр. В итоге получилось так, что сократили расходы на оборону, ЖКХ, образование, здравоохранение, но увеличили на соцполитику и экономику, и профицит в 2 трлн рублей все же превратился в дефицит размером в 3 трлн. Еще раньше минфин ограничил лимиты бюджетных обязательств по расходам ведомств на 2009 год, что фактически дало скрытый секвестр на 6-7%. В Петербурге же сократили и расходы бюджета на 90 млрд рублей, и доходы на 109 млрд. В конце 2008 года Валентина Матвиенко говорила о возможном сокращении параметров бюджета на 10%, но в итоге "отрезали" почти 30%. В основном это были расходы на строительство — дорог, жилья, метро, больниц, а также зоопарка.
Бюджет Петербурга-2015 и так достаточно осторожный, в нем не заложены новые проекты, но сэкономить все равно можно. Дефицит заложен пока в размере 55,2 млрд рублей, на прошлой неделе Георгий Полтавченко утвердил предельный размер заимствований для его финансирования в 73,5 млрд. В 2009 году, однако, о грядущем секвестре финансовые руководители Смольного объявили уже в конце января, заранее. Уже были сделаны прогнозы по поступлению налогов и проанализированы все расходные статьи. Сейчас, кажется, определенность наступит гораздо позже.