В России нет недостатка в патриотических движениях — создается еще одно, "Антимайдан". Если раньше такие движения формировали активисты и политики, то сейчас в них появляются официальные лица. Выйдет ли толк, неясно — движение "Наши" в свое время тоже хотело бороться с майданом, но не дожило.
В Москве объявили о создании движения "Антимайдан". Один из инициаторов — сенатор от Московской области Дмитрий Саблин, он же первый зампред Всероссийской организации ветеранов "Боевое братство" (председатель — экс-губернатор Подмосковья Борис Громов, а один из замов — петербургский депутат Игорь Высоцкий) и координатор программ патриотического воспитания молодежи в "Единой России". Вместе с ним в инициативной группе — лидер "Ночных волков" байкер Александр "Хирург" Залдостанов, известный соратник Путина и организатор многочисленных патриотических мотопробегов и митингов, а также лидер "Партии "Великое отечество" Николай Стариков.
Задача движения — противостоять "цветным революциям", которые, говорит Дмитрий Саблин, "приводят к крови и тому, что страдают в первую очередь дети, женщины, старики". "Мы будем собираться везде, где собирается оппозиция", — цитирует сенатора ТАСС. "Хирург" уточняет: "Антимайдан" не собирается запрашивать разрешения властей на то, чтобы бороться с идеологическими противниками. Заявить о себе движение планирует уже 15 января, посетив акцию в поддержку Алексея Навального.
О возможности "силовых методов", то есть нападений на оппозиционеров, организаторы говорят обтекаемо: "Мы законопослушные граждане, но мы хотим заранее предотвратить беспорядки, — сказал Николай Стариков. — Думаю, само знание того, что существует не только полиция, но и гражданское общество с активной позицией, удержит от организации беспорядков". По словам Старикова, в Петербурге наверняка будет создано отделение движения, что касается юридической регистрации, то она не исключена в дальнейшем.
В общем, такие визиты на "вражеские" митинги национал-патриотическая общественность практикует уже давно. Выглядит это так: группа активистов встает неподалеку со своими контрплакатами, а дальше нередко начинают митингующих задирать, рвать их плакаты и иногда лезть в драку. Как вариант — просят полицейских прекратить сборище. До массовых разгонов дело пока не доходило — ибо если на глазах полицейских начнутся по-настоящему массовые побоища, вопросы возникнут прежде всего к властям. И "Ночные волки", и ветераны "Боевого братства" вполне могут приходить на митинги и в своем качестве, и нет никакой особенной причины для того, чтобы придумывать еще одно отдельное движение. Но, объясняет Николай Стариков, между движениями при кажущейся схожести есть различия, и пока в России не было ни одного, ставившего своей целью именно предотвращение беспорядков.
Создание разнообразных движений — кстати, в августе уже был создан, например, Антифашистский антимайданный комитет с участием все тех же "Ночных волков" и ветеранов — всегда своеобразная примета времени. Лет десять назад так же масссово создавались молодежные демократические движения, про которые сейчас уже мало кто помнит. Как правило, особо активные деятели входили в два-три движения сразу.
В те далекие уже годы для противодействия "цветным революциям" с подачи власти (в лице замглавы администрации президента Владислава Суркова) создавались и контрдвижения, самым массовым из которых были "Наши", потреблявшие в немалых количествах бюджетные деньги и устраивавшие гигантские по размаху демонстрации — их обвиняли и в причастности к некоторым силовым акциям. Но ни "Наших", ни "Местных", ни "Румола" тоже давно нет. До 2011 года, когда в России начались громкие выступления оппозиции, они не дожили, распущенные за ненадобностью. Современные патриотические движения иные — они не координируются из Кремля, по крайней мере явно, и не претендуют на большие гранты. Однако в них растет присутствие официальных лиц — депутатов и даже сенаторов.