Аудиторы Контрольно-счетной палаты насчитали нарушения на 14 млрд рублей за три года стройки дорог и метро в Петербурге. В основном они связаны с послаблениями для дорожников, которые срывают сроки, не проводят гарантийный ремонт и подделывают банковские гарантии.
В Петербурге разгорается конфликт между Контрольно-счетной палатой (КСП) и Смольным.
КСП формально никому не подчиняется, не является подразделением федеральной Счетной палаты РФ, которой руководит Татьяна Голикова и имеет отдельное юрлицо (наделена таким статусом законом № 455-85 от 13.07.2011). Когда-то КСП была создана по инициативе депутатов Законодательного собрания, чтобы контролировать местных чиновников. Сейчас она располагается в здании Мариинского дворца, где находится городской парламент.
Сегодня КСП опубликовала на своем официальном сайте результаты проверки трех лет (с 2011 по 2013 годы) строительства дорог и метро в Петербурге. Аудиторы обнаружили финансовые нарушения на 14 млрд рублей в работе профильного комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) и подведомственных ему ГУПов.
В комитете с выводами не согласны и готовы оспаривать их в суде. В палате, в свою очередь, говорят, что, если будет суд, готовы отстаивать каждый указанный пункт.
Миллиарды, оставшиеся под землей
Один из основных объектов с нарушениями — стройка петербургской подземки. Подрядчиком на этих работах был монополист петербургского метростроения ОАО "Метрострой". Например, Счетная палата отмечает, что "Метрострой" работал без контракта. В компании пока не прокомментировали dp.ru результаты проверки, но обещали сделать это до конца дня. Редакция добавит комментарий к этому материалу, как только он появится.
"Работы на объектах проводились до заключения госконтрактов, в отсутствие проектной документации, с отклонениями от утвержденных проектных решений, в том числе на опасных производственных объектах, в отсутствие правоустанавливающих документов на земельные участки под стройплощадки, в отсутствие разрешения на строительство органа государственного строительного надзора, ордеров ГАТИ, с несвоевременным утверждением техрегламентов по обращению с отходами, без допуска на технику", — отмечается в отчете.
Тут аудиторы точно не открыли ничего нового. Не секрет, что "Метрострой" традиционно выходит на объекты еще до завершения конкурса, а то и вовсе до его объявления. Это уже стало настолько привычной практикой, что говорить о ней как о нарушении не принято. Хотя, фактически, это, конечно же, нарушение.
В Счетной палате также отмечают, что из-за инфляции стоимость работ к моменту заключения контракта порой значительно вырастает, а некоторые выполненные работы и вовсе оказываются ненужными. Например, уже готовый проект для строительства Лахтинско-Правобережной линии стоимостью около 700 млн рублей так и не был использован. Его понадобится дорабатывать и выделять на это еще деньги из городской казны. В палате уверяют, что это далеко не единственный пример таких, мягко говоря, малоэффективных расходов.
Также аудиторы насчитали ущерб на несколько миллиардов рублей из-за того, что подрядчики не соблюдают график работ, и их за это никто не наказывает. Надо сказать, что и эта практика — не новость. Продление контракта — традиционное действие заказчика, о котором до Счетной палаты мало кто говорил как о нарушении. Но, как отмечают аудиторы, в таких случаях "остаются необеспечены интересы Петербурга". Также упоминаются в проверке и поддельные банковские гарантии, о примерах предоставления которых dp.ru тоже уже не раз рассказывал.
Однако в КРТИ уверены, что не приносили ущерб городу. В комитете ссылаются на ст. 15 ГК РФ, по которой ущерб — это повреждение или утрата имущества. Но при принятии работ по контрактам ни того, ни другого не происходило, работы фактически были выполнены. Что касается упущенной выгоды, то это — недополученные доходы или дополнительные затраты, добавляют в комитете, а их тоже не зафиксировано.
Диаметральные проблемы
Второй крупный "герой" проверки — Западный скоростной диаметр (ЗСД). Строителем трассы выступает ОАО "ЗСД" (государственная компания), строящее платную трассу в рамках государственно-частного партнерства с "Магистралью Северной столицы" (консорциум инвесторов). В этой организации не комментируют выводы Счетной палаты, ссылаясь на то, что в отчете речь идет о КРТИ. В нем говорится, что в комитете не подтвердили документами те деньги, которые в 2011 году потратил на демонтаж деревянных домов под стройку ЗСД.
Но самые крупные нарушения — в строительстве дорог. По словам аудитора палаты Юрия Илларионова, проводившего проверку, нарушений десятки. Фактически, они охватывают периоды, когда комитетом руководили самые разные люди. Период руководства пришедшего в этом году главы Сергея Харлашкина проверка не охватывает.
Зато она охватывает и период руководства комитетом Бориса Мурашова, который теперь работает в группе ЛСР. И короткий период руководства Дмитрия Буренина, возглавившего комитет осенью 2013 года. И период работы сменившего его заместителя Анатолия Мишанова, который так и оставался долгое время исполняющим обязанности и теперь снова занял пост замглавы. Каждая из "эпох" была связана со своими скандалами вокруг крупных дорожно-строительных проектов.
Переговоры не удались
Впрочем, в КРТИ абсолютно не согласны с выводами Счетной палатой. Как dp.ru сказали в комитете, чиновники подадут иск от комитета в Арбитражный суд и будут оспаривать результаты проверки. В комитете ситуацию видят так: еще 24 апреля аудиторы направили акт о результате своих проверок, в ответ на который 12 мая КРТИ направило протокол с объяснениями и подтверждениями своей правоты на 953 страницах. В комитете подозревают, что аудиторы не особенно внимательно ознакомились с их объяснениями.
"Итоговая версия отчета от Счетной палаты поступила только через полгода, на прошлой неделе. В документе не было учтено ни одно из наших возражений. В связи с этим комитет считает целесообразным обратиться с исковым заявлением в суд о признании представлений палаты незаконными. Мы убеждены в том, что претензии необоснованы, и намерены последовательно отстаивать свою позицию", — передали dp.ru в КРТИ слова главы комитеты Сергея Харлашкина. Такова и позиция его заместителя Анатолия Мишанова, возглавлявшего комитет в период, за который выявлены нарушения. Связаться с его предшественником Дмитрием Бурениным dp.ru не удалось, известный редакции номер телефона уже не работает.
В Счетной палате, в свою очередь, говорят, что, если суд состоится, аудиторы готовы обосновать все свои претензии. "Мы внимательно изучили ответ КРТИ. В нем приводятся объяснения, по которым комитет поступал так или иначе. Однако обоснование действий не отменяет самого факта нарушений. Если закон запрещает продлевать контракты или производить работы до их заключения, значит, делать этого нельзя", – пояснил dp.ru Юрий Илларионов.
Также он отметил, что ни он, ни его коллеги не общались лично с Сергеем Харлашкиным. В палате опровергают информацию о том, что ранее главе КРТИ уже удалось урегулировать проблемы с аудиторами. Об этом он заявлял в конце октября на встрече с журналистами, когда его попросили прокомментировать публикацию "Коммерсанта" (журналисты газеты рассказали о первых результатах проверки еще в августе и уже тогда называли цифру в 14 млрд рублей, при этом глава Счетной палаты Вадим Лопатников опровергал эти данные). В Контрольно-счетной палате уверяют, что Сергей Харлашкин не пытался встретиться с аудиторами и обсудить с ними ситуацию вокруг госзаказов комитета.
Если Смольный действительно обратится в суд, таким образом он создаст интереснейший прецедент. Во-первых, произойдет разбирательство двух госструктур вокруг крупной суммы в 14 млрд рублей. Во-вторых, будет решаться вопрос о трактовках и подходах к закону о госзакупках: могут ли вообще веские причины порой оправдывать отступления заказчиков и подрядчиков от строгой буквы закона.