Алексей Чайкин открыл первый в Петербурге "кафе-коморкинг"

Автор фото: Ишкиняева Надежда
Алексей Чайкин, владелец кофейни-коморкинга Домод.

Алексей Чайкин (28 лет) управляет кофейней "ДоМоД", которую создал вместе с авторами известных в Петербурге заведений "БольшеКофе!" и "Кофе на кухне". Это не единственный бизнес молодого человека, но самый любимый. Суммарный оборот трех его бизнесов, включая два в сфере недвижимости, составляет 9 млн рублей в год.

Формат кафе " ДоМоД " в буквальном смысле родился из песни. Когда место для заведения было выбрано, на ум сразу пришла небезызвестная композиция "В каморке, что за актовым залом".
"Это действительно каморка под демонстрационным актовым залом "Дома мод", где раньше проходили показы, — рассказывает создатель "ДоМоД" Алексей Чайкин. — Поэтому у нас скошенные потолки и довольно необычное пространство".
Так было решено обыграть местоположение кофейни и одновременно поиронизировать над идеей коворкинга — места, куда можно прийти поработать за компанию с другими посетителями. Получилось "кафе–коморкинг" — потайное место для любителей кофе.

По следам большой славы

Алексей Чайкин сделал кафе вместе с Николаем Готко и Николаем Яланским — эти молодые люди уже приобрели славу кофейных знатоков. Тезкам принадлежат заведения "БольшеКофе!" в гроте Александровского парка и "Кофе на кухне" на Фонтанке. Их "фишка" — авторские смеси кофейных зерен, которые покупаются в Африке и Южной Америке, самостоятельная обжарка, приготовление десятками разных способов. Все это есть и в "ДоМоД".
Кафе открылось в мае 2013 года, оно рассчитано на 40 мест, средний чек составляет 240 рублей. В меню не только кофе–булочки, но и горячая пища. Посетителей — 50–80 человек в день.
Без наводки кофейню и не найдешь: она прячется в глубине торгового комплекса. Информация о ней передается в основном по сарафанному радио.
Тем не менее Алексей считает расположение очень выгодным: рядом несколько бизнес–центров, редакций СМИ, два театра. Поэтому в кофейню часто заходят представители творческих профессий.
Изначально формат кафе предполагал продажу абонементов тем, кто хотел бы использовать помещение как рабочее место. Но от идеи пришлось отказаться: пространство небольшое, вся обстановка располагает к отдыху.

Путь к мечте через стройку

Вложения в кафе составили 700 тыс. рублей, хотя обычно открытие кофейни в Петербурге обходится минимум в 1 млн рублей. Во–первых, у партнеров Алексея уже было некоторое оборудование, связи с поставщиками и умение обходиться без ошибок, которое дает только опыт работы в отрасли. Во–вторых, ремонт помещения вышел довольно экономным.
До того как Алексей занялся своим эстетским бизнесом, он поработал на стройке: научился делать капитальный ремонт и руководить бригадами рабочих.
Предприниматель и сейчас не ушел из этой сферы: под брендом Altegra он оказывает услуги по комплексному ремонту помещений, жилых и коммерческих, а также выполняет дизайн и проектирование.
Еще один источник доходов Алексея — операции с недвижимостью. Он арендует квартиры, а потом сдает их посуточно туристам. В будущем Алексей хочет создать сеть мини–отелей, а пока в 2015 году планирует увеличить число "своих" квартир с трех до 10.
Суммарный оборот всех бизнес–направлений Алексея составляет 8–9 млн рублей в год, 60% его дохода приходится на "ДоМоД". Предприниматель проводит в своем кафе много времени, иногда помогает бариста. "Я мечтал открыть кофейню, еще будучи студентом", — признается он.

Ресторан на кафе не меняют

В Петербурге около 200 кофеен, больше половины из них сетевые. Совокупная выручка — более 2 млрд рублей, весь рынок общепита — 50 млрд рублей.
Максим Макшанов , генеральный директор Coffeeshop Company, признает, что на рынке кризис, но он по–разному сказывается на сетевых и несетевых кофейнях.
"Количество посетителей кофеен в этом году принципиально сократилось по сравнению с предыдущим, — сообщает он. — Мы потеряли 15% посещений, другие сетевые кофейни — в среднем 20%. Давать прогнозы сложно, все зависит от общей экономико–политической обстановки. Но надо помнить, что наш продукт не первой необходимости".
Максим Макшанов развеял миф о том, что клиенты ресторанов беднеют и начинают ходить в кафе: "По нашей статистике, они просто перестают ходить в рестораны".
Он считает, что в теории тематические кофейни должны пострадать от кризиса меньше, чем сетевые: они обычно располагаются в более дешевых помещениях, чем сетевые, ориентируются на аудиторию конкретных ближайших учреждений, да и цены у них, как правило, ниже. Но в то же время любой удар для такой единичной кофейни будет ощутимым: покупателей у них не так много, как у сетевиков.