Производители алкогольных энергетиков готовятся уйти с рынка Петербурга

Автор фото: Ваганов Антон

В Петербурге запретили продажу слабоалкогольных энергетических напитков. На Северную столицу приходится 6-7% российского оборота. Эксперты рынка предрекают замещение ниши пивом и слабоалкогольными напитками. Производители готовятся к переменам.

Закон Петербурга, запрещающий продажу алкогольных энергетиков, вступит в силу через месяц после публикации, перед этим его еще должен подписать губернатор. У участников рынка в городе, который оценивается примерно в 350 тыс. дал, еще есть время перестроиться. Производители алкогольных энергетиков меняют структуру поставок и сокращают производство, слабоалкогольных коктейлей - напротив, планируют расширять бизнес.
За запрет продажи слабоалкогольных энергетических напитков проголосовали на этой неделе депутаты городского парламента. Для юридических лиц вводят штрафы от 200 до 300 тыс. рублей за торговлю напитками, содержание этилового спирта в которых колеблется между 1,2% и 9%, а кофеина — более 0,151 мг на см3.
Основной бренд на рынке алкогольных энергетиков — Jaguar. Он вместе с не менее известным брендом Red Devil принадлежит заводу "Юнайтед Боттлинг Групп", который располагается в Твери. Представитель руководства завода отказался от подробных комментариев, сказав, что если закон примут, они будут его соблюдать: "Не будет Петербурга — переориентируемся на другие рынки, примут на федеральном уровне — будем лить воду".
Сегодня на тверском заводе разливают напитки более 70 брендов. К самым известным относятся газированные и негазированные безалкогольные напитки торговых марок Pepsi, Mirinda, Seven Up, Ahmad tea, Лаймон фреш, минеральная вода Aqua Minerale, HI-SKY, слабоалкогольные коктейли Jaguar, Red Devil, Gin Manchester, Cazanova и другие.
Не смог оперативно прокомментировать ситуацию и представитель местного производителя алкогольных энергетиков — ГК "Алкон", которому принадлежит бренд Strike.  
По оценкам генерального директора НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максима Черниговского, годовой объем рынка алкогольных энергетиков в России составляет 5 млн дал, безалкогольных — 25 млн дал. На Петербург приходится 6-7% от общего оборота этих напитков в стране. Освободившуюся нишу, по прогнозам эксперта, займут производители слабого алкоголя.
К такому повороту уже начинают готовиться в петербургской компании Bravo Premium, специализирующейся на таких коктейлях, как, например, "Джин-тоник". Сегодня рынок слабоалкогольных коктейлей в Петербурге, по оценкам маркетингового агентства Nielsen, оценивается в районе 250 млн рублей и около 200 тыс. дал. Доля Bravo Premium на местном рынке, по их собственным оценкам, составляет 10-12%.
Она будет расширяться, насколько — пока неясно, осторожно высказался директор по продажам Владимир Салимов. Связаться с руководством компании на момент написания статьи не удалось. Как предположили в юридическом отделе завода, производители алкогольных энергетиков, вероятно, смогут найти лазейку, чтобы обходить местные запреты.
Рынок алкоэнергетиков, как, впрочем, и слабоалкогольных коктейлей, настолько мал, что говорить о каких-то изменениях на алкогольном рынке в целом — смешно, говорит директора российского Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. Пиковые объемы потребления пришлись, по его словам, на 2003-2006 годы — когда за год в России выпивали по 45 млн дал. После он пошел на спад из-за роста акцизов.
Подобные законы, принимаемые на местных уровнях, к лучшему ситуацию не изменят, уверен Вадим Дробиз, они могут только подтолкнуть молодежь к употреблению наркотиков. Или другой более вредной алкогольной продукции.
"С тех пор как такой запрет ввели на Кубани, прошло два года, ниша этих напитков не только полностью заместилась, но и выросла за счет пивных напитков, — говорит эксперт. — Пивные напитки — это смесь спирта с красителями и ароматизаторами".
Более того, вред алкогольных энергетиков, по словам эксперта, научно не подтвержден, что на недавнем тематическом круглом столе в Госдуме признал зампред комитета по охране здоровья Николай Герасименко.
"Вредно злоупотребление, так и не нужно злоупотреблять, в чем проблема? В том, что молодежь покупает? Так запрет на продажу несовершеннолетним давно существует. Нужно закон исполнять, а не придумывать новые, — эмоционально комментирует Вадим Дробиз. — Энергетики просто отдали для пиара молодежным организациям, пока депутаты пиарятся на запрете алкоголя и табака".
В пресс-службе пивоваренной компании "Балтика" на запрос dp.ru ответили, что корпоративная политика не позволяет им делать прогнозов относительно изменений структуры производства завода в связи с изменением рынка.

История запретов

Попытки запретить производство и продажу слабоалкогольных энергетиков неоднократно предпринимались на федеральном уровне. На сайте Госдумы можно насчитать как минимум четыре  законопроекта на эту тему, самый ранний внесен в июне 2001 года. Одни запрещают производство и продажу, другие распространяются еще и на безалкогольные энергетики.
Один из документов - авторства Светланы Хоркиной и других единороссов - отклонили, рассмотрение еще двух несколько раз переносилось. Самый последний внес 24 ноября либерал-демократ Игорь Лебедев. Однако запретить производство нельзя, поскольку это идет вразрез с регламентом Таможенного союза.
Поэтому запрещать продажу энергетиков решили на местах. Запреты, подобные тем, что скоро заработают в Петербурге, уже действуют в Краснодарском крае, Чеченской республике, Нижегородской, Тульской и Ростовской областях, говорит генеральный директор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский.
Кроме того, с июня под запретом алкогольные энергетики и в Ульяновской области. Параметры у запрета те же, что и вскоре заработают в Петербурге. Но купить энергетики нельзя с 8 до 23 часов. После 23 и до 11 часов их уже нельзя приобрести из-за федерального закона. Местные предприниматели нашли интересный выход из положения: они открывают при магазине мини-кафе или бар. В итоге им удаётся продать энергетический напиток дороже и в любое время. Правда, предварительно приходится тратиться на соответствующую лицензию.