Павел Горошков news@dp.ru Все статьи автора
20 ноября 2014, 15:15 889

Юристы–маринисты

Паром "Saga Pearl II" отчаливает от Английской набережной, на фоне Исаакиевского собора.
Фото: Ковалев Петр

"Деловой Петербург" в рамках рубрики "Арбитраж" начинает серию обзоров "Карта юридического рынка Петербурга". Первым на карту будет нанесен сегмент морского консалтинга, объем которого по итогам 2013 года, по оценке участников рынка, составил около 200 млн рублей.

Рынок морского консалтинга — довольно узкий сегмент, по объему в денежном выражении занимающий не более 5% от объема юридического рынка Петербурга (он оценивается в 4 млрд рублей). Тем не менее портовый статус Северной столицы, непосредственная близость к флотам, верфям и портам обеспечивают стабильный спрос на услуги специалистов по морскому праву.

Лидеры

Опрос участников рынка позволил выявить ключевых игроков, контролирующих в общей сложности 37% его годового объема. Лидером по выручке оказалось адвокатское бюро "Инмарин" (22 млн рублей, 11% рынка). Компания, основанная лишь в 2010 году выходцем из обанкротившейся группы "Осло Марин" Кириллом Масловым, сумела быстро обогнать признанных лидеров прошлых лет.

Второе место с доходами по направлению "морское право" 20 млн рублей занимает крупнейшее в стране петербургское адвокатское бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" (ЕПАМ).

Третье место с доходами 17 млн рублей занимает АБ "Юринфлот–СПб", петербургская "дочка" московского адвокатского бюро "Юринфлот", возглавляемая адвокатом Владимиром Морковкиным. Четвертое — петербургская юридическая фирма "Ремеди", возглавляемая Андреем Супруненко. Она заработала в 2013 году около 15 млн рублей.

"ДП" попросил эти компании представить свое деление рынка морского права на подсегменты. Условно разделив рынок на сопровождение сделок (покупка и постройка судов, ввоз их в страну, регистрация российских морских компаний, M&A и дью–диллидженс, поднятие российского флага, фрахт, страхование, бункеровка и т. д.) и сопровождение споров (защита интересов судовладельцев, грузовладельцев, страховщиков и т. д.), мы попытались выявить среди них лидеров в каждом из этих подсегментов.

Заключение сделок

В этом сегменте лидером оказался тот же "Инмарин": в 2013 году компания заработала более 11 млн рублей на обслуживании контрактов по строительству и купле–продаже судов, а также консультировании строителей портовых сооружений.

Второе место у фирмы "Ремеди", которая заработала 7,5 млн на обслуживании размещения заказов российских судовладельцев на зарубежных верфях, а также сделках M&A среди рыболовных компаний.

Третье место у бюро "Юринфлот–СПб", которому почти 7 млн рублей принесли дью–диллидженс в интересах покупателей по сделкам M&A и помощь иностранным судовладельцам в организации бизнеса в России.

ЕПАМ же на таких кейсах заработал всего лишь 1 млн рублей.

"Среди ключевых особенностей на рынке морского права в Петербурге я бы отметил стремление участников ВЭД на море вести дела силами штатных юристов, не привлекая внешних консультантов", — объяснил юрист–практик морского права ЕПАМ Алексей Карчёмов.

Внешним же консультантам, по его словам, передаются дела, связанные с несколькими юрисдикциями: в этих случаях юристы берут на себя роль координаторов, ведя переговоры со всеми участниками сделок.

Судебная практика

Зато субъекты морского права частые гости в судах: споры возникают между грузовладельцами и судовладельцами, бизнесменами и страховщиками, а также третьими лицами, которым был причинен ущерб.

Важным пунктом этой статьи доходов юристов является судебный арест судов в интересах кредиторов судовладельца — это серьезный аргумент во внесудебных переговорах.

В этом сегменте лидером оказался ЕПАМ: судебное сопровождение клиентов принесло ему в 2013 году более 11,2 млн рублей. Второе место занял "Инмарин" (9,9 млн рублей), третье — "Юринфлот–СПб" (5,1 млн), четвертое — "Ремеди" (4,25 млн рублей).

"Здесь есть серьезная правовая проблема, — комментирует этот подсегмент рынка руководитель "Юринфлота–СПб" Владимир Морковкин. — Многие клиенты судятся в Лондоне, так как в России нет доступного и эффективного морского арбитража. Мы сейчас лоббируем создание такого суда в Петербурге".

Внесудебная практика

По словам участников рынка, наибольшее число спорных ситуаций удается разрешить вне судебных стен, путем претензионной переписки, конфликтных переговоров и т. д.

Лидером тут также оказался ЕПАМ: бюро на этом поприще заработало 6,8 млн рублей.

Второе место у "Юринфлота–СПб" (3,4 млн), третье — у "Ремеди" (3 млн), а у "Инмарина" внесудебное урегулирование споров скорее исключение, чем правило: такие кейсы принесли ему меньше 1 млн рублей.

"У меня в прошлом году был только один такой кейс, когда должник предпочел исполнить свои обязательства до суда, и то только потому, что он очень крупный и ему были не нужны репутационные риски", — говорит владелец бюро Кирилл Маслов.

Для подавляющего большинства клиентов на нашем рынке характерно априорное стремление вывести свои отношения с контрагентами из российской юрисдикции. Когда речь идет об иностранных компаниях, это понятно: в случае чего всегда лучше судиться дома, где и стены помогают. Но, когда судовладелец, грузовладелец, экспедитор и грузополучатель сплошь русские, а договор регулируется английским правом, мне это непонятно. Кроме личного удовольствия от командировок в Лондон на суд никаких плюсов это им не приносит. Одни дополнительные расходы.
Андрей Супруненко
Андрей Супруненко
директор ЮФ "Ремеди"
Основной тренд сегодня составляет курс судовладельцев на обновление флота: в первую очередь это касается перевозки нефти и газа по Севморпути и строительства судов соответствующего класса. А за нефтью и газом подтягиваются и другие судовладельцы, которые тоже стремятся обновиться. Сопровождение всех аспектов этого процесса — постройка новых судов, ввоз их в Россию, регистрация в российском реестре, получение госсубсидии и утилизация старого судна — обеспечивает более половины объема рынка в денежном выражении.
Кирилл Маслов
Кирилл Маслов
старший партнер АБ "Инмарин"
Новости партнеров
Реклама