В России повсеместно отменяют выборы городского и местного уровня

По всей стране в городах отменяют прямые выборы мэров, глав районов и депутатов — от Новгородской области до Дальнего Востока. Эта стратегия противоречит указаниям, ранее сделанным Владимиром Путиным. Впрочем, ему это, кажется, просто неинтересно.

В России идет волна отмен прямых выборов. В последние дни отменили выборы мэра депутаты гордумы Астрахани, одобрили отмену их коллеги в Самаре (областные парламентарии еще раньше утвердили отказ от выборов в других городах регионов), в гордуме Ярославля создана рабочая группа депутатов, занимающаяся подготовкой отказа от выборов, отмену выборов глав Новгорода и муниципалитетов региона анонсировал губернатор Сергей Митин, и так далее. В Амурской области отменили выборы районных депутатов, в Приморском крае — глав муниципалитетов, в Калининградской — отменяют везде, кроме самого Калининграда.
Этот процесс идет уже несколько месяцев, ранее отменяли выборы на Ставрополье, в Чите, в Ростове, многих других регионах. Причем кое-где местные власти сопротивляются, так, накануне сохранить выборы мэра решили, например, депутаты Сургута (единственного, правда, города в ХМАО, где они остались), в Братске, наоборот, упраздненные несколько лет назад прямые выборы вернули. Где-то, как в Астрахани или Владивостоке, оппозиционеры сопротивляются, пытаясь провести референдум, но шансы их оценивают невысоко.
Муниципальная реформа дает известное пространство для маневра, поэтому единой системы выборов нет, в каждом случае региональные власти действуют по своему разумению. Обязательными остались только выборы на самом нижнем, поселковом уровне. Поэтому в Чувашии, допустим, выборы глав районов оставили, в соседних Нижегородской и Ульяновских областях — отменили выборы и глав, и районных депутатов, а в Удмуртии или Пермском крае — глав отменили, а депутатов оставили. Иногда мнение депутатов меняется с быстротой кремлевских телеграмм — в той же Ярославской области месяц назад выборы решили сохранить, но сейчас депутаты уже собираются отменять.
Реформа инициирована Владимиром Путиным и его "Народным фронтом" год назад. Там, где отменяются выборы районных депутатов, райсоветы формируются из глав поселков и сельских депутатов. Там, где отменяются выборы мэров, их заменяют наемные сити-менеджеры. Смысл перемен — в большей управляемости городами со стороны губернаторов.
Занятно, что несколько лет назад по России прокатилась обратная волна — повсеместно отменяли, наоборот, институт сити-менеджеров. Ввели его в законодательство в 2003 году. В регионах у нас власти покладистые, сказали назначить сити-менеджера, они назначат, скажут выбирать мэров — они назначат выборы. К 2012 году минрегионразвития было вынуждено объявить сити-менеджеров неэффективными, а правительство внесло в Госдуму законопроект об обязательных прямых выборах мэров. Просто оказалось, что наемные сити-менеджеры стали сильно злоупотреблять полномочиями, и новостные ленты через день пестрили сообщениями о том, что в отношении очередного сити-менеджера возбуждено уголовное дело: в Смоленске, в Ижевске, в Ставрополе, в Петропавловске-Камчатском, в Тамбове, в общем, в сотнях больших и маленьких городов.
Короче, выбираешь мэра — так он стабильность подрывает (то есть начинает спорить с руководством области), назначаешь в виде сити-менеджера — воровать начинает или взятки брать. Замкнутый круг получается. Если в XIX веке земские реформы и контрреформы разделялись по крайней мере периодами царствований императоров, то сейчас они скачут наперегонки каждые два-три года, и иногда в одном городе в буквальном смысле еще не успевают завершить реформу, как уже пора все отменять обратно. Кажется, это называется "стабильность".
Причем реформа изначально как будто не предусматривала именно отмену прямых выборов мэров. Год назад президент вопреки ожиданиям заявил: "Я убежден, что мэров надо выбирать". И это даже соответствовало статье Путина, опубликованной в "Коммерсанте" перед выборами президента, в феврале 2012 года. Там Путин говорил следующее: "В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности. Например, по итогам первого года работы начальника районного отдела полиции гражданам района должно быть предложено высказаться, хотят ли они, чтобы этот человек и дальше трудился в их районе. Точно так же можно поставить вопрос о руководителе районного центра ЖКХ. О мировом судье — в случае если он не избирается гражданами".
А в прошлогоднем послании глава государства объявил: "Сильное местное самоуправление способно стать мощным ресурсом для пополнения и обновления кадрового потенциала страны. Мы все заинтересованы в том, чтобы через механизмы выборов во власть приходили подготовленные, целеустремленные, профессиональные люди, готовые ответственно исполнять свои обязанности. Потому будем и дальше работать над развитием политической конкуренции".
Сохранение прямых выборов, таким образом, — ни что иное как предвыборное обещание Путина. Которое он не собирается исполнять. Закон, позволяющий отменять выборы мэров, он спокойно подписал. Скорее всего, политическая часть ему просто неинтересна и отдана на усмотрение нижестоящих чиновников, от которых требуется только отсутствие заметных социальных потрясений. Вообще, как президент не раз говорил раньше, неисполнение обещаний он считает неприемлемым, и у него даже "язык не поворачивается обещать того, чего сделать невозможно". Ну, это дело, видимо, наживное. Вчера не поворачивался, сегодня повернулся. Единственное, о чем не перестает повторять Путин — важно, чтобы государство исполняло социальные обязательства, то есть платило пенсии и зарплаты бюджетникам и силовикам. Остальное — дело десятое.