Миллиарды на веревке

Спрос на услуги промышленных альпинистовв Петербурге растет, хотя официально такая профессия не значится.

Сегодня на петербургском рынке услуг промышленного альпинизма (на сленге — промальп) работает более трех сотен разномасштабных компаний. Работают как временные профессиональные бригады, так и компании с постоянным штатом, уточняет Владимир Волков, технический специалист компании "Альпми". "Они задают базовый уровень качества и цен для всего рынка", — говорит он. По данным Павла Тарасова, гендиректора "АльпГРУПП СПб", дневной заработок промальпиниста в городе составляет 4–5 тыс. рублей. "Наиболее дорогие виды работ — это технически или технологически сложные: высотная сварка, высотный монтаж, подъем грузов", — перечисляет он.
Единого мнения о годовом объеме рынка у опрошенных участников сегмента нет — называются суммы от 1 млрд до 10 млрд рублей. "На мой взгляд, в Петербурге сейчас работает около 150 компаний с объемами до 1,5 млн рублей в год. В разы больше цифры в нише, которую занимают частные бригады. И дело тут не в качестве, а в количестве. Квалифицированные бригады, как правило, не страдают от отсутствия работы и осваивают минимум 100 тыс. рублей в месяц", — конкретизирует технический директор компании "Высотный Петербург" Василий Аношкин, добавляя, что количество работающих бригад подсчитать сложно, поскольку многие приезжают из других регионов для работы на конкретном объекте.

В погоне за длинным рублем

Как замечают эксперты, хотя сегмент достаточно развит, а его объем растет с каждым годом, присутствуют в нем и некоторые дикие черты. "Дикость" сегменту придают люди, временно, а порой и случайно приходящие в профессию в погоне за длинным рублем.
"В снежные зимы 2010 и 2011 годов в Петербурге в профессию пришло около 1 тыс. новых альпинистов, в итоге уже летом 2010 года предложение превысило спрос по всей отрасли. Конечно, многие ушли, но влияние тех зим чувствуется до сих пор — например, средние расценки на уборку снега на крышах с 2009 года упали практически вдвое. Похожая ситуация была в Москве, когда летом все бросились ставить кондиционеры", — приводит пример Владимир Волков.
Вход в профессию прост — достаточно лишь закончить 2–недельные курсы, получить удостоверение и приобрести минимальный комплект снаряжения (5–6 тыс. рублей). Для профессиональных альпинистов и спелеологов все еще проще — и навыки, и снаряжение у них уже есть — многие подрабатывают, если появляется заказ в городских джунглях. А заказы появляются все чаще. "В настоящее время увеличивается количество предложений по мытью стекол и монтажу вентилируемых фасадов, так как в современных здания, как жилых, так и бизнес–центрах, очень часто используют сплошное остекление и вентиляционный фасад", — поясняет Юрий Булатников, генеральный директор "Альплайн".
Привлекать промальп многим компаниям гораздо выгоднее, чем задействовать для работ на высоте сложные инженерные конструкции.
"Сравним, к примеру, финансовые затраты на мойку окон на четвертом этаже 10–этажного здания бизнес–центра методом промышленного альпинизма и с привлечением автовышки. Итоговая стоимость в первом случае окажется почти в 2 раза ниже (25 тыс. рублей против 44 тыс.) И времени на выполнение работ верхолазам понадобится в 1,5 раза меньше (2 дня вместо 3)", — комментирует Денис Ткачук.

Парящие в небе

Поскольку в Петербурге большой спрос на высотные работы, это дает промальпу преимущество и, как следствие, увеличение прибыли компаний–исполнителей. "Сразу можно выделить объекты выше 30 м. Спецтехники для работ на такой высоте мало, и использовать ее дорого. Далее, старый фонд — не подъехать, леса ставить — нужны разрешения, с которыми непросто. Тут высотники вне конкуренции", — говорит Александр Поляков, руководитель проекта Xropes.ru. С другой стороны, на заказах для невысоких зданий профессионалам с хорошим уровнем оборудования переходят дорогу гастарбайтеры–высотники.
"Они дешевле техники и оборудования, и на стройках все чаще работают фасадные подъемники с гостями с юга или они же — на веревках", — добавляет Поляков.
К сожалению, как замечает Василий Аношкин, до сих пор официально нет такой профессии, как промышленный альпинист. "Есть монтажник–высотник, но это специалист монтажных работ, а промышленный альпинист — это специалист широкого профиля, работающий совершенно другим методом. Попытки собрать всех игроков в объединения предпринимаются самими игроками регулярно, но пока это ни к чему не привело", — поясняет он.