Новый трамвайный путь

Автор фото: Сергей Коньков

Среди подрядчиков разгорается борьба за лидерство на петербургском рынке ремонта трамвайных путей объемом 1 млрд рублей в год. После того, как фирма "МК-20СХ" сдала позиции, ее место начала занимать компания "НиК", говорят игроки рынка. Однако за ее потенциальные подряды борются и не такие крупные фирмы.

Несмотря на окончание ремонтного сезона, борьба за госзаказы продолжается. В последнее время она развернулась на рынке строительства трамвайные путей. Яркий пример этой борьбы — подряд на строительство трамвайных путей на Сердобольской улице. Этот аукцион не удается провести с лета из-за жалоб потенциальных подрядчиков на конкурсную документацию.
Еще в августе комитет по госзаказу Петербурга объявил конкурс на работы за 132,7 млн рублей, и планировалось, что подрядчика выберут в середине сентября. Его задача — заменить 1,4 км путей на протяжении почти всей Сердобольской улицы (общая протяженность путей на ней -1,6 км). По этим путям проходят маршруты трамваев № 21, № 40 и № 48, их маршруты пролегают в районе проспекта Энгельса.
Игроки рынка полагают, что подряд "заточен" под компанию "НиК", одного из крупнейших игроков этого рынка объемом миллиард рублей в год. После скандала вокруг работ его основного конкурента "МК-20СХ"на Старо-Калинкином мосту, "НиК" укрепил позиции на рынке, увеличивает портфель заказов и пытается стать монополистом. Впрочем, в самой компании отмечают, что на данный момент завершили все работы по госзаказам.
Менее крупные компании тоже рассчитывают на получение доли этого рынка. Как пример, в случае с ремонтом путей на Сердобольской улице, они направляют жалобы в антимонопольную службу, где вынуждены признавать их обоснованными. В результате аукцион не проведен до сих пор.
В очередной раз протокол с рассмотрением заявок от участников аукциона должны опубликовать на портале госзакупок завтра. Однако, по информации dp.ru, антимонопольщики в очередной раз признали очередную жалобу обоснованной, и конкурс будет объявлен заново. На этот раз претензии касались требований, изложенных на 190 листах: в них нашлась масса несостыковок.
Такой вид требований дорожники на своем сленге называют "заточкой" — документацией, которую специализированные компании готовят для подрядчика, заранее согласовавшего свою победу с заказчиком. При этом специализированные компании взаимодействуют как с подрядчиком, так и с заказчиком, то есть понятие "конкурса" в этих условиях становится крайне условным.
Среди компаний, которые подали заявки на участие в этот раз, фигурирует ООО "СМУ Северо-Запад", фирма, которая до этого строила железнодорожные пути в Бокситогорском районе Ленобласти и выполняла тому подобные подряды. В компании подтвердили dp.ru информацию о своем участии в конкурсе. Там считают, что ремонт и строительство трамвайных путей — не самая сложная задача, и подрядчик с опытом и бригадой рабочих вполне способен с ней справиться. В случае победы в компании собираются привлечь на субподряде ООО "Аск", поставщика путей.
Игроки рынка уверены, что ООО "НиК" тоже подало заявку, и заказчик работ, — комитет по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ), — хочет видеть в лице исполнителя этих работ именно "НиК". В КРТИ отмечают, что лишь исполняют все предписания УФАС по Петербургу, и будут продолжать действовать строго в рамках закона. Также в комитете добавили, что объект теперь переходит на 2015 год.
В "НиК", однако, не согласны с точкой зрения, что подряд на Сердобольской улице "затачивают" под них. "Мы, напротив, при первом объявлении конкурса подавали заявку, и не были допущены. Нас отсеяли при рассмотрении первых частей заявок, хотя до этого мы старательно разгадывали "загадки" документации. В итоге конкурс отменили по жалобе от другой компании. Конечно, мы будем участвовать в нем снова, это наша работа, наша специализация - выполнять такие подряды", - сказал гендиректор компании Владимир Нижегольцев.
ЗАО "НиК" усилило позиции на рынке после того, как меньше контрактов стало доставаться ООО "МК-20СХ". Эта тенденция продолжается уже год и началась, когда заместитель председателя КРТИ Антон Суханов, родственники которого управляли "МК-20СХ", покинул свой пост. В 2013 году у "МК-20СХ" был самый удачный сезон, компания выиграла в десятке конкурсов, получила подряды на 701 млн рублей и была абсолютным лидером по ремонту трамвайных путей в Петербурге. Впрочем, ряд игроков рынка утверждает, что руководители "МК-20СХ" сохранили полезные связи и административный ресурс, что позволяет им еще удерживать лидерство.
ЗАО "НиК" принадлежит Владимиру Нижегольцеву, он же является гендиректором компании. Кроме того, он руководит двумя компаниями ООО "ПБ-Нева" и ООО "Форт", зарегистрированными по одному юрадресу с "НиК" — пр. Большевиков, д. 52, кор. 7А. Компании занимаются строительством и управлением недвижимостью. Доход "НиК" в прошлом году составил 407,6 млн рублей, в 2012 году — 594,1 млн рублей, в 2011 году — 124,1 млн рублей, по данным системы "Спарк".
"НиК" появилось на рынке в 1992 году как подрядчик "Горэлектротранса", занимавшийся путями, в том числе их капитальным ремонтом. Затем число заказчиков "НиК" расширилось, среди них появились петербургские предприятия, которые использовали трамвайные пути для грузовых перевозок, такие как завод "Севкабель", кожевенное предприятие им. Радищева, бумажная фабрика им. Горького и другие. Сегодня компания специализируется на ремонте трамвайных путей и в основном работает на подрядах по госзаказам у КРТИ, ГУП "Горэлектротранс", комитета по транспорту и иногда комитета по строительству.