"Транснефть" закрывает трубу до "Ручьев"

Автор фото: Trend/ Сергей Коньков
Россия, Ленинградская область, порт Усть-Луга. Тестовый пуск второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2).

Разногласия "Транснефти" и ПТК по поводу закрытия трубопровода от  ЛПДС "Красный Бор" до нефтебазы "Ручьи" вызвали обеспокоенность нефтяного сообщества и властей.

В конце сентября на эту тему прошло два совещания в Минэнерго, и на днях ПТК получила официальное письмо от заместителя главы ведомства Кирилла Молодцова, суть которого в том, что  Минэнерго не видит причин, по которым "Транснефть" не должна прекращать эксплуатацию НПП "Красный Бор"-"Ручьи". В ПТК заявляют, что решение имеет логику, но апеллируют к срокам его реализации.
Напомним, разногласия возникли около месяца назад, когда "Транснефть" заявила о намерении закрыть трубопровод от своей ЛПДС "Красный Бор" до принадлежащей ПТК нефтебазы "Ручьи", единственной, расположенной на правом берегу Невы. Трубопровод введен в эксплуатацию в 1971 г., мощность — 600 тыс. т в год, длина – около 55 км, проходит в городской черте и под реками. По нему принимается топливо Киришского НПЗ, принадлежащего "Сургутнефтегазу". Резервуарный парк нефтебазы "Ручьи" вмещает 71 400 м3, из них 40 600 м3 дизтоплива, остальное — бензины.

Три причины

В ответ на запрос ДП, "Транснефть" ответила, что ей нечего добавить к тому, что уже было сказанов СМИ. Если все это суммировать, то в своих аргументах в пользу закрытия трубы "Транснефть" давила на три аспекта: экологический, криминальный и экономический. Суть первого проста: труба старая (что, впрочем, можно сказать и о ряде других трубопроводов "Транснефти" в регионе, в частности, НПП "Кириши — Красный Бор", по которой идет не только дизель, но и керосин для самолетов, а также самой ЛПДС "Красный Бор", построенной в те же самые 1970-ые), зарыта на 6 метров в землю, проверить ее состояние сложно. По данным, приводящимся в письме Молодцова, из-за активного строительства за последние годы зафиксировано 20 случаев нарушения охранных и зон и минимально допустимых расстояний. Второй касается угрозы воровства — за 2011-2014 гг. на участке ЛПДС "Красный Бор — Ручьи" было зафиксировано 17 криминальных врезок. Хотя сама "Транснефть" отчитывалась, что за 2011-2013 гг. общее количество врезок в регионе составило около 130, общий объем похищенного топлива за 2013 год составил около 7 000 тонн. То есть эта проблема является опять же общей для всех трубопроводов и, прежде всего, НПП "Кириши — Красный Бор", откуда ворованный дизель поступает в реализацию через бензовозы, стоящие на трассах и КАД.
Поэтому самый важный аргумент – это экономический. Было озвучено, что в случае реконструкции трубопровода ЛДПС "Красный Бор — Ручьи", "Транснефти" надо было бы вложить около 2 млрд руб. Срок окупаемости в этом случае составил бы 199 лет. Тем более что "Транснефти", которая сейчас реализует масштабный экспортно-ориентированный проект "Север" (увеличения пропускной способности НПП "Север" до Приморска до 25 млн тонн стоимостью 25–26 млрд руб.), развитие внутренней инфраструктуры для нефтепродуктов может быть просто объективно не интересно. Это бы объясняло, почему она все эти годы и не занималась предотвращением того, на что сама сейчас указывает.

Нечастная инфраструктура

Как особо подчеркивается в заявлении Владимира Назарова, вице-президента "Транснефти", выложенном на сайте "Транснефти", "Ручьи" — частная нефтебаза. Парадоксально, но к этому же факту апеллирует и ПТК, пытаясь доказать, что сталкивается с фактом дискриминации и нарушением антимонопольного законодательства. Соответствующее письмо, как стало известно ДП, компания направила в Территориальное управление ФАС по СПб. Компания от комментариев отказалась.
Ситуация активно обсуждается и в Нефтяном Клубе. "Транснефть" отключает именно ту часть устаревшей инфраструктуры, что задействована в частном бизнесе, но продолжает, как ни в чем не бывало, эксплуатировать ту, где завязаны уже только ее интересы, — говорит Олег Ашихмин, президент Нефтяного Клуба. — То есть получается, что если частный – то опасно, а для государственной — вполне сойдет и может еще послужить. Эта ситуация беспокоит не только ПТК, но и других членов Нефтяного Клуба. Люди вложили деньги, построили самые современные мощности по хранению, которых не хватает, у каждого крупного игрока уже есть или строится собственная база. "Транснефть" же берет и за государственные деньги собирается развивать нефтебазу в Красном Бору, которая находится в плачевном состоянии, если не сказать больше. Чьи нефтепродукты она будет хранить — не понятно. И срок окупаемости этого "проекта", в который нужно вложить около 5 млрд руб.,  будет также явно не меньше 199 лет. А сейчас пока меня лично очень беспокоит экологический аспект всей инфраструктуры "Транснефти", раз уж они сами говорят о том, что все так плохо. На эту тему я отправил запрос в Комитет по экологическому надзору области".
Кроме того, по словам Ашихмина, окончание ремонта мощностей по хранению топлива может произойти никак не раньше 2018 года, ведь ни проектных, ни предпроектных работ по реконструкции ЛДПС "Красный Бор" еще не проводилось. То есть разрыв между закрытием трубы до "Ручьев" и реконструкцией нефтебазы "Красный Бор" составит 3 года. Учитывая сложность переноса поставок на железнодорожный транспорт, можно сделать вывод, что на 3 года под вопросом оказываются стабильность нефтепродуктообеспечения Петербурга, а также можно ожидать повышения транспортной нагрузки на город. "В качестве альтернативы на Ручьи топливо можно возить бензовозами по трассе М-10 и Вантовому мосту, — продолжает Ашихмин. – Но каждые 10 тыс. тонн, в зависимости от размеров бензовозов – это  около 3 000 дополнительных ходок в месяц. Более оптимальный вариант – перевозки ж/д транспортом, тем более что трубопроводные и железнодорожные тарифы уже сравнялись. Логистику поставок можно перестроить. Но не в такие короткие сроки, а хотя бы за год-два. Пока же, как я считаю, угроза стабильных поставок в город более чем явная".

Дежа Вю

В 2011 году "Транснефть" точно так же, как и сейчас, прекратила эксплуатацию трубопровода ЛПДС "Красный Бор" — "Морской порт", который обеспечивал 20% загрузки "Петербургского нефтяного терминала" (ПНТ). Объяснения были примерно те же, с той лишь разницей, что были предъявлены результаты экспертизы Ростехнадзора, подтверждающие неудовлетворительное техническое состояние трубопровода. Так как пострадавшей была одна частная компания, никакого резонанса закрытие тогда не вызвало – ПНТ пришлось искать альтернативные способы доставки. Фактически, после закрытия трубы до "Ручьев" останется только одна нитка от ЛПДС "Красный Бор" вместо изначально существующих трех — до аэропорта "Пулково" (через нее качается авиационный керосин). Ее состояние вызывает также большие вопросы.