В 2014 году ускорился отток контейнерных грузов из петербургского порта в порт Усть-Луга

Автор фото: Тихонов Михаил

В этом году оборот контейнерных грузов в Усть-Луге растет быстрее, чем в петербургском порту. В 2015 году эта тенденция продолжится. Причинами роста Усть-Луги стали хорошие коммерческие условия и прямое железнодорожное сообщение с Москвой.

C февраля этого года оборот контейнерных грузов в Усть–Луге растет быстрее, чем в петербургском порту. За 9 месяцев 2014 года совокупный оборот контейнеров в портах Петербурга и Усть–Луги сократился на 47 619 TEU (20–футовый контейнер), или на 2,5%, до 1,9 млн. При этом оборот в порту Петербурга упал на 87 938 TEU, а в Усть–Луге вырос на 40 319 TEU. В результате доля Усть–Луги в совокупном контейнерном обороте обоих портов увеличилась с 2 до 4%.

Цены ниже

Опрошенные "ДП" участники рынка находят несколько объяснений этому явлению. Первое и самое главное: коммерческие условия в Усть–Луге значительно лучше.
"Я не могу назвать абсолютных цифр, но ставки по погрузочно–разгрузочным работам, по хранению грузов в Усть–Луге значительно более привлекательны", — говорит собеседник "ДП" из группы Global Ports. Она контролирует почти 90% перевалки контейнерных грузов в портах Петербург и Усть–Луга после покупки Национальной контейнерной компании Виталия Южилина и Андрея Кобзаря.
Еще примерно 10% контейнерного оборота петербургского порта контролирует "Контейнерный терминал Санкт–Петербург" (КТСП, входит в UCL Port — стивидорный дивизион международной транспортной группы UCL Holding Владимира Лисина).
"С начала этого года мы наблюдаем перераспределение грузооборота между контейнерными терминалами на Балтике. Характерной тенденцией является снижение объемов перевалки крупных терминалов и увеличение грузооборота прочих терминалов, в том числе Усть–Лужского контейнерного, которые в последние годы не показывали значительных объемов перевалки. На нашем терминале пока не наблюдалось перераспределения грузопотоков в пользу других участников рынка, в том числе порта Усть–Луга. Оборот остается на уровне прошлого года", — отмечают в КТСП.

Работа над ошибками

Другая важная причина роста Усть–Луги — это развитие железнодорожного сообщения с Москвой.
В прошлом году входящая в группу компаний "Вента" фирма "Авелана Логистик" запустила из порта Усть–Луга в Москву первый регулярный контейнерный поезд.
На первых порах он не привлек особого внимания грузоотправителей из–за долгой и относительно дорогой стоимости доставки в сравнении с автотранспортом.
"Мы провели работу над ошибками. Во–первых, получили окно на том маршруте, где ходят "Сапсаны". Это позволило сократить время в пути на 9 часов, до 21 часа. Во–вторых, изменили терминал прибытия, за счет чего сократили стоимость доставки груза, приблизив ее к цене автомобильной доставки. В нашем случае это весьма важный аргумент, так как мы ориентируемся на небольших клиентов, отправляющих один контейнер", — говорит Александр Гумель, директор департамента логистики ГК "Вента".
В планах компании — запустить еще один регулярный поезд из Усть–Луги в поселок Ворсино, расположенный на границе Московской и Калужской областей, недалеко от технопарка "Ворсино", одним из резидентов которого является "Самсунг Электроникс Рус Калуга" (собирает телевизионные панели). Под этого клиента, по словам Александра Гумеля, компания и собирается наладить очередной железнодорожный экспресс. Сейчас бизнесмены ведут переговоры с администрацией Калужской области, курирующей технопарк.

Выезд из порта

Участники рынка не сомневаются, что в следующем году отток контейнеров в Усть–Лугу усилится благодаря развитию автомобильных дорог. В 2015 году завершится реконструкция автодороги, связывающей порт с федеральной трассой М11 "Нарва" (Таллинское шоссе), что сократит время в пути грузовиков, идущих из порта в Москву.
"Пока стоимость доставки контейнера из петербургского порта в Москву примерно на $180 ниже, чем из Усть–Луги, но в результате развития дорог разница нивелируется", — говорит собеседник "ДП" из Global Ports.
По его мнению, переток контейнерных грузов в Усть–Лугу явление закономерное, было ясно, что рано или поздно это произойдет, ведь порт строился именно для этого.