Петербургская типография нашла способ компенсировать падение заказов

Автор фото: Лучинский Евгений

Типография "Галерея печати" нашла способ компенсировать падение заказов — компания начала выпускать альбомы молодых художников и фотографов. Сотрудникам типографии это дает простор для творчества, а авторы активно участвуют в продажах. В итоге выпускается ровно столько экземпляров, сколько было сделано предзаказов, так типография минимизирует риски.

"Галерея печати" была создана всего 4 года назад, но ее "прародитель" — студия допечатной подготовки "НП–Принт" работает с 1987 года. Спустя год работы студии появилась одноименная типография, основной специализацией которой была упаковка.
В 2000 году компания, как говорит ее совладелец и заместитель гендиректора Павел Хазанов, "совершила технологический рывок", обучившись новой для того времени технологии управления цветом, и одной из первых в России приобрела оборудование для измерения цвета. Это определило специфику работы на несколько лет — фирма начала консультировать другие типографии, открыла второй офис, расширила штат, а типография поменяла специализацию — перешла с печати упаковки среднего качества на изготовление книг и художественных альбомов.

Успеть за рынком

В 2010 году, когда технология цифровой печати приблизилась по качеству к традиционной офсетной, студия "НП–Принт", купив в лизинг оборудование для цифровой печати стоимостью около 30 млн рублей, открыла новую цифровую типографию и назвала ее "Галерея печати". Закрыть обязательства компания планирует в 2015 году, и пока план удается соблюдать. "Наша специфика — работа со сложными клиентами, которые требуют индивидуального подхода и проработки всех деталей будущей книги с нуля", — рассказывает Павел Хазанов. Сейчас оборот "Галереи печати" составляет около 6 – 8 млн рублей в месяц, примерно 50% приходится на рекламную продукцию, буклеты, календари, каталоги и другое, а половину выручки приносит печать книг.
Около года назад "Галерея печати" запустила новое направление — издание авторских фотокниг. Цифровая печать дает возможность почти полностью избежать рисков: в традиционном издательском процессе выпускается офсетный тираж, который требует немалых затрат. При этом рентабельность офсетной печати начинается от 500 экземпляров, и есть вероятность не распродать выпущенные в свет книги.
Цифровая же печать позволяет издать даже всего одну книгу.
"Любому автору по карману напечатать 10 экземпляров, а 20 – 30 экземпляров уже окупают все затраты автора на издание книги. Мы печатаем ровно столько книг, сколько было сделано предзаказов, и включаем в стоимость тиража основные затраты — человеко–часы и печать проб", — заключает Павел Хазанов. При этом тематика альбомов может быть любой — от фоторепортажа о жизни мигрантов до сборника стихов с карандашными иллюстрациями.

Новые идеи

Петербургский рынок полиграфии Петербурга оценивают примерно в 18 – 20 млрд рублей, и, по данным Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, он в последние годы снижается на 10 – 13% из–за перехода рекламы и книг в электронный формат, а сейчас к этому добавился кризис, и крупные фирмы начинают экономить на полиграфии. Сами участники рынка считают, что спасением могут стать новые идеи (выставочные проекты, новые виды печатной рекламы) и технологические решения (цифровая печать и печать по требованию, когда экземпляр книги выпускается под конкретный заказ).
Сегмент фотоальбомов, по отзывам большинства экспертов, пока занимает небольшую долю общего рынка полиграфии. Но потенциал у такой продукции есть — фотоальбомы покупают в качестве туристического сувенира или предмета коллекционирования.
Представитель издательства "Комильфо" Ксения Бобкова рассказывает, что за время работы в книжной торговле она отметила высокий спрос на фотокниги с видами Петербурга, которые в основном покупали в подарок.
"Альбомы фотографов Бориса Смелова или Арнольда Ньюмана постоянно допечатываются и переиздаются, — рассуждает Ксения Бобкова. — Я была в гостях в немецком доме в глухой глубинке, на ферме, там хозяин собирал альбомы с фотографиями русского метро. Думаю, у артбуков есть аудитория, но довольно узкая, у каждой книги своя".