Автопилот не за горами

Вспомогательные системы в современных автомобилях поумнели настолько, что в ряде случаев готовы брать управление на себя, сводя роль водителя до пассивного наблюдателя.

Тот, кто первым придумал установить в автомобиль видеокамеру, вряд ли предполагал, какие возможности откроет простая передача видеосигнала в салон. Началось все с того, что камерой дополнили парктроники — маневрировать, ориентируясь на живое изображение, стало намного проще. Автопроизводителям показалось недостаточно, и они добавили еще несколько камер, разместив их по сторонам кузова. Поступающие с четырех сторон изображения эффектно объединяются в одно и позволяют водителю наблюдать за передвижением своего автомобиля с высоты птичьего полета. Парковаться, глядя на такую картинку, можно, совсем не глядя в окно или в зеркала. Подобная опция предлагается на ряде новых моделей Mercedes–Benz, BMW, Nissan, Kia и др.
На прошедшем недавно Парижском автосалоне компания Citroen представила концепт модели Divine DS, в которой отсутствует заднее стекло, но есть камера, с которой происходящее позади автомобиля выводится на крупный дисплей, установленный на месте традиционного центрального зеркала.

Только без рук

Камера может не только хладнокровно фиксировать происходящее вокруг машины, но и выделять главное, фокусируя на этом внимание водителя. Так, в ряде моделей камеры сканируют дорожные знаки и воспроизводят их на экране мультимедийной системы в салоне. В любое время взглянув на дисплей, водитель может проверить, какое ограничение скорости установлено на данном отрезке пути, не запрещен ли обгон, въезд и пр. Некоторые камеры могут определять силуэты пешеходов и животных, что особенно полезно в условиях плохой видимости. Например, в новом Mercedes S–класса установлена система ночного видения, изображение с которой в градациях серого выводится на дисплей.
Также камеры умеют следить за дорожной разметкой: при произвольном сходе автомобиля с полосы движения система включает визуальное оповещение либо вибрацию руля, а, например, такая, которая установлена в автомобилях Porsche, может самостоятельно повернуть руль, чтобы автомобиль вновь оказался на исходной траектории.
Значительный вклад в комфорт и безопасность вносят не только камеры, но и радары. Так, круиз–контроль, дополненный радаром, может поддерживать заданную дистанцию до впереди идущего автомобиля. Если дистанция сокращается, система замедлит ход машины вплоть до полной остановки и возобновит движение после того, как автомобиль впереди вновь тронется с места.
На автомобилях Volvo и Hyundai даже при выключенном круиз–контроле система торможения может сработать автоматически, если дистанция между автомобилями сокращается опасно быстро.
Датчик, установленный в задней части автомобиля на днище кузова, позволяет открывать дверь багажника без нажатия на какие–либо кнопки: достаточно провести ногой под бампером, и дверь волшебным образом поднимется сама. Такое решение можно встретить у Ford и BMW. К сожалению, на закрытие подобные системы почему–то не работают.
Ультразвуковые датчики используются и в системах автоматической парковки (VW, Toyota, Lexus, Opel). Датчики сканируют пространство, определяя достаточный интервал для машины, и координируют движение руля при заезде на парковочное место. Водителю остается только регулировать скорость движения, нажимая на газ.

Машина без педалей

Стремление автопроизводителей сделать свои автомобили максимально безопасными как для пассажиров внутри, так и для окружающих выступает движущей силой эволюции вспомогательных систем. Так, компания Volvo взяла на себя серьезное обязательство, заявив, что к 2020 году люди не будут погибать или получать серьезные повреждения в новых моделях Volvo. В следующем году шведский производитель начнет производство кроссовера XC–90, в котором система безопасности выйдет на новый уровень. Она будет оценивать пространство вокруг автомобиля на предмет возможных опасностей с помощью целого аппаратного комплекса, в который поступают данные от видеокамер, радаров, лазерных датчиков и координаты от спутников.
Автомобиль с автопилотом разрабатывает Honda, планируя серийный запуск системы в 2020 году. В ходе прошедших испытаний водитель полностью доверил управление электронике. В результате автомобиль самостоятельно ускорился, а при приближении к другой машине переместился на другую полосу. В Honda отмечают, что при необходимости водитель может в любой момент взять управление на себя.
А в машине от Google роль водителя сведена до минимума. Компания разработала концепт, который может ездить сам — в машине нет руля и педалей. Google рассчитывает построить около сотни подобных прототипов, чтобы испытывать их на дорогах Калифорнии в течение нескольких лет.