"Деловой Петербург". Стратегия для мелкой розницы

Автор фото: Чевалков Сергей

Министерство промышленности и торговли разработало стратегию развития торговли до 2020 года, согласно которой станет больше несетевых магазинов и торговли в некапитальных постройках. Сейчас проект проходит общественные слушания.

Минпромторг подготовил серию законопроектов, направленных на поддержку малого бизнеса в сфере розничной торговли. В частности, проект ФЗ № 381–ФЗ об основах госрегулирования торговли предполагает выделить автомагазины и автолавки в отдельную категорию, а также уточнить понятия "торговый объект" и "нестационарный торговый объект". Сейчас проект проходит общественные слушания.

Помощь несетевым

В пояснительной записке к проекту авторы сообщают, что эти изменения должны устранить противоречия в части отнесения передвижных торговых объектов к нестационарным и в целом помочь развитию мобильной торговли.
Также в Минпромторге сообщают, что уже идет разработка стратегии развития торговли до 2020 года. В рамках этой стратегии уже принят проект, согласно которому на 300 м2 каждого жилого дома должно быть как минимум два несетевых продуктовых магазина. По отзывам петербургского малого бизнеса, для города это особенно актуально — по существующим нормативам обеспеченности торговыми площадями один супермаркет может обеспечить целый микрорайон, и владельцы нестационарных павильонов рассказывают, что на этом основании администрации районов нередко отказывают им в размещении. При этом долю крупного ретейла в петербургской торговле оценивают в 80–90% — один из самых высоких показателей в стране. Новый же норматив вовсе не будет учитывать сетевые магазины и гипермаркеты.
"Наш Союз ведет переписку с Минпромторгом, который разработал концепцию изменений 381–ФЗ, говорит Александр Доронин, председатель совета НП "Союз малых предприятий Петербурга". — Этот документ, если будет принят, сможет навести кое–какой порядок".

Некапитальные проекты

Специалист отмечает, что проектом будет введено не только понятие мелкорозничной торговли, но и определение чуть ли не всех видов торговли вне капитальных магазинов, вплоть до уличных холодильников и торговли с рук.
Также документ на федеральном уровне закрепит правила формирования и изменения Схемы размещения торговых объектов — раньше этот вопрос был полностью отдан в ведение регионов — и закрепит принцип "меняется место — сохраняется бизнес". То есть, если городские власти решат иначе использовать территорию, где стоит павильон, его владельцу предоставят другую площадку.
"Документ также предусматривает право ИП и членов фермерских хозяйств устанавливать ларьки и киоски без торгов (с определенными условиями) и др. Мы очень надеемся на скорое утверждение этих проектов", — заключает Александр Доронин. Глава Ассоциации малого бизнеса в сфере потребрынка Алексей Третьяков считает, что такая стратегия для Минпромторга — вынужденная мера: в условиях падения цен на нефть и общего снижения российской экономики малый бизнес необходим для увеличения объема налоговых поступлений, борьбы с безработицей, обеспечения населения продуктами. Сейчас очевидно, что одни только сети не смогут решить проблему продовольственной безопасности, говорит эксперт.