"Деловой Петербург". На кварце нагрели руки

Автор фото: Беликов Валентин

Предприниматель Николай Котенков от изготовления и продаж кедровых бочек для spa–салонов перешел к производству кварцевых обогревателей по совместной разработке с Санкт–Петербургским горным институтом. За 1,5 года ему удалось продать более 8 тыс. единиц продукции и нарастить оборот в 1,5 раза.

Николай Котенков, будучи аспирантом Санкт–Петербургского горного института, в 2010 году заинтересовался энергосберегающими технологиями. С однокурсником Олегом Титовым они проходили стажировку в Германии, где изучали европейский опыт энергосбережения, и были поряжены потребительскими качествами кварцевых обогревателей, которые, по их мнению, могли быть востребованными в России. Учредили ООО "Теплэко". Кстати, это был не первый опыт Николая Котенкова в бизнесе — еще в 2005 году он наладил производство мини–парных "Кедровая бочка" и продавал их салонам красоты и баням. Сегодня его компания "Роскедр", производящая бочки, работает с годовым оборотом около 20 млн рублей.

Инновации из Горного

Принцип работы кварцевого обогревателя — новинки для местного рынка — таков: нагрелся и отключился, отдавая накопленное тепло. Температура в комнате упала на градус ниже заданного, срабатывает воздушный датчик — батарея снова включается. Так на поддержании температуры устройство за сутки потребляет 2,5–3 кВт, как лампочка 100 Вт. Добиться таких показателей удалось благодаря работе в лаборатории кафедры физики Горного института совместно с профессором Андреем Сырковым. На полную отработку технологии производства ушло 2 года.

В Южную Сибирь

Производство агрегатов запустили в Кемеровской области на Прокопьевском фарфоровом заводе (ПФЗ), где предприниматели арендовали обжиговые печи.
По словам Николая Котенкова, аналогичных печей, позволяющих высококачественно "запекать" батареи (по составу они напоминают керамические), ближе они не нашли. Кроме того, Николай Котенков сам родом из Кемеровской области и сохранил там связи. Михаил Котенков, брат Николая, взял на себя взаимодействие с поставщиками и управление производством.
В производство обогревателей было вложено 3,3 млн рублей, проект окупился за 1,5 года. Продажи начались с весны 2013 года. Если в прошлом году ежемесячный оборот компании составлял больше 0,5 млн рублей, в 2014 году он увеличился до 2,5 млн рублей, всего за 1,5 года удалось продать 8 тыс. обогревателей.
Эта продукция оказалась особенно востребованной в северных областях России, где есть проблемы с газовым обеспечением населения. 80% покупателей компании — владельцы загородных домов. Однако предприниматель уверен, что продукция будет нужна и на крупных производствах, где требуется поддержание различных температурных режимов в больших помещениях.

Тепловое расширение

В проект уже поверили инвесторы. "Теплэко" заключило партнерское соглашение с ЗАО "Холдинговая компания "Сибирский деловой союз" с привлечением инвестиций в размере 20 млн рублей.
Сейчас предприятие работает по персональным заявкам, рассчитывая по схемам помещений необходимое количество отопительных приборов. Основные продажи идут через Интернет, однако в сентябре "Теплэко" открыло в Петербурге магазин площадью 62 м2, в который вложили всего 400 тыс. рублей.

Конкурентный рынок,большая доля импорта

В России производством кварцевых обогревателей занимаются еще две компании: одна работает в Благовещенске, другая — в Петербурге.
Генеральный директор петербургской компании "Умная среда" Сергей Попов указывает, что в России вопрос энергосберегающих технологий находится лишь на начальной стадии.
"Для их внедрения существуют предпосылки, и тенденция сейчас будет набирать обороты, — говорит Сергей Попов. — Но пока люди практически не задумываются о том, чтобы экономить именно сам ресурс. Они экономят деньги. Что касается компаний, зачастую проще не поменять что–то внутри компании, а перейти на другой тариф".
Согласно данным агентства AAA Trust, российское производство обогревателей стабильно растет, увеличившись с 2009 по 2012 год на 212%.
По оценке DISCOVERY Research Group , с 2010 по 2013 год рост отечественного рынка продаж электрообогревателей составил 37% и достиг 9,5 млн штук.
При этом объем импорта нестабилен. В 2011 году наблюдался рост в связи с ожиданием аномально холодной зимы. В 2012–м падение импорта связано с распродажей запасов 2011–го.
В объеме импорта увеличивается доля конвекционных обогревателей и падает доля масляных. 71% импорта в стоимостном выражении приходится на Китай. Половина российского производства обогревателей сосредоточена в Удмуртской области, это связано с открытием в 2011 году Ижевского завода тепловой техники. Доля отечественных производителей составляет менее 10% рынка.