Вариант законопроекта, увеличивающий минимальный размер оплаты труда в РФ на уровень инфляции, Госдума не утвердит, заявил авторитетный единоросс Андрей Исаев. Он требует довести выплату до уровня прожиточного минимума, вне зависимости от последствий для экономики.
Увеличить МРОТ до уровня прожиточного минимума требует депутат-единоросс Андрей Исаев. В существующей редакции законопроект об увеличении показателя принят не будет, утверждает глава комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Об этом он заявил на встрече с руководством Минтруда. Депутат сослался на обязательство министерства сделать это до 2018 года, задекларированное у них на сайте.
На величину инфляции МРОТ индексируется ежегодно. Очередной законопроект, увеличивающий среднедушевой показатель по РФ на 411 рублей, накануне внесли в нижнюю палату парламента. Власти, надо признать, расщедрились: в первоначальной версии проекта предлагалось установить МРОТ на уровне 5865 рублей, во внесtнном документе показатель на 100 рублей больше.
Сегодня общероссийский минимальный размер оплаты труда равен 5554 рублям. Последний прожиточный минимум для трудоспособного населения, установленный за II квартал, составляет 8834 рубля. Существующее несоответствие прямо нарушает 133 статью Трудового кодекса, в которой сказано, что МРОТ ниже прожиточного минимума быть не может.
Сделать все как положено не могут уже несколько лет. Согласно графику Минтруда, разработанному в апреле, в следующем году показатель должен составить 89% от прожиточного минимума трудоспособного населения за III квартал предыдущего года. С прожиточным минимумом за III квартал должны определиться совсем скоро. Проект документа пока даже не вынесен на общественное обсуждение — судить о соблюдении графика рано.
По планам Министерства труда, в 2016 году МРОТ должен составлять уже 94% от прожиточного минимума для трудоспособных, в 2017 — 100%. Планы эти хотели закрепить в виде федерального закона. Об этом, по крайней мере, заявляла в апреле директор департамента оплаты труда Марина Маслова. На сегодняшний день они продолжают оставаться лишь декларацией о светлом будущем.
Любопытно опять же, что внесенный проект об увеличении МРОТа отсылает читателя к 421 статье Трудового
кодекса. Якобы в соответствии с ней МРОТ нужно регулярно увеличивать в сторону прожиточного минимума, говорится в законопроекте. При этом в самой этой статье сказано, что график увеличения определяется федеральным законом, но не уточняется, каким. Надо полагать — тем самым, несостоявшимся. Подобные дыры в разных кодексах — обычное дело, говорят практикующие юристы.
Еще раз: соблюдать график никто не обязан. Куда важнее — регулярно о нем вспоминать, желательно употребляя при этом побольше относительных показателей и отсылая всех к 2018 году. Чиновники вообще очень любят что-то планировать на этот год, когда должен закончиться очередной президентский срок Владимира Путина.
Простые арифметические действия со статистикой прошлых лет показывают, что прожиточный минимум по факту растет быстрее МРОТа. Стоимость минимальной потребительской корзины вкупе с обязательными платежами, установленной за третий квартал 2012 года для работающего населения, — 7191 рубля, минимального размера оплаты труда в 2013 году — 5205 рублей; минимум за III квартал 2013 года — 8014 рублей, МРОТ в текущем — 5554.
При этом, внося каждую осень законопроект про увеличение минимальной зарплаты, чиновники повторяют одну и
ту же мантру: "в рамках доведения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума...". На деле — та же песня, что и с индексацией пенсий. В следующем году против властей в этом смысле снова будет играть все больше стагнирующая экономика и ускоряющаяся инфляция. Сегодняшний прогноз на этот счет — 8% к концу года.
В прошлом году была все же попытка системной оппозиции внести ко второму чтению поправки, в которых
величины как раз таки уравнивались. Шесть депутатов-коммунистов в рамках второго чтения предлагали, в частности, установить МРОТ на уровне 8354 рублей. Неясно, откуда взяли цифру, но сравниваемый показатель она превышала на 340 рублей.
Поправки тогда рекомендовал отклонить председатель комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов
Андрей Исаев. Сейчас он же заявляет, что без подобных изменений законопроекта — никак. Не может человек определиться: подчиниться правительству или о простом народе подумать.
Аппаратный вес единоросса, очевидно, немаленький. В правительстве при этом тоже ведь далеко не дураки сидят. Назначенные чиновники, в отличие от народного избранника, прекрасно знают, что МРОТ это не только зарплата бюджетников, декретные выплаты и прочие бюджетные блага. МРОТ — существенная составляющая формулы по расчету взносов во внебюджетные фонды для малого бизнеса.
Так называемые самозанятые индивидуальные предприниматели платят государству фиксированную сумму. В этом году — 20,7 тыс рублей. В следующем, если примут законопроект в текущем виде, — 22,2 тыс. рублей. Если же МРОТ доведут до уровня прожиточного минимума, то платить придется уже 33 тыс. рублей. И это при условии, что за год оборот ИП без сотрудников составил менее 300 тыс. рублей. Если больше, заплатить придется еще 1% от суммы превышения. Не стоит забывать и о налогах. Кажется, что речь идет о небольших суммах, но разного рода ремесленники и торговцы из регионов реагируют на изменения крайне болезненно.
Можно заподозрить Андрея Исаева в военной хитрости и холодном расчете: прикрываясь заботой о народе, он хочет резко повысить нагрузку на малый бизнес. Допустим, ему удастся справиться с волей правительства, чьи законопроекты, наряду с президентскими, принимаются в особом порядке и всегда, а обсуждаются лишь для видимости. Тут важно вспомнить ситуацию конца 2012 и начала 2013 годов, когда несмотря на протест бизнеса и общественных организаций, годовую сумму взносов взяли и увеличили с 14,3 тыс рублей до 35,6 тыс. К сентябрю 2013 года деятельность официально прекратили 750 тысяч ИП.
Государство, удостоверившись, что потеряло на этом больше, чем планировало заработать, к концу 2013 года отыграло ситуацию назад. Но осадочек остался. В бизнес люди идут неохотно. Регулярные результаты опросов даже от прогосударственных фондов тому подтверждение. Как минимум 20 млн россиян при этом работают в тени. Такую цифру озвучивала вице-премьер Ольга Голодец в июле того же 2013 года. "Мы их не видим", — говорила она.