01:0629 сентября 201401:06
18просмотров
01:0629 сентября 2014
Ситуация на топливном рынке постоянно привлекает внимание Федеральной антимонопольной службы. Мировые цены на нефть падают, при этом цена бензина на внутреннем рынке продолжает расти.
В начале 2014 года средняя цена бензина марки АИ–95 в Петербурге немного превышала 32 рубля. В сентябре же бензин АИ–95 в Петербурге стоит уже дороже 35 рублей. Таким образом, с начала года бензин этой марки подорожал более чем на 8%.
Бензин марки АИ–92 в начале года не дотягивал и до 30 рублей. В середине сентября, по данным Росстата, в Петербурге он стоит дороже 32 рублей. В компании "Петрол Плюс Регион" фиксируют средние цены в сентябре на уровне 31,5–31,6 рубля. И рост с начала года составляет 5–7%, по оценке разных источников.
Медленнее всего дорожает дизельное топливо — на 1–2% с начала года.
Впрочем, рост цен на бензин уже никого не удивляет, к этому все привыкли. А сейчас, в условиях постоянно вводимых со всех сторон экономических санкций, рост цен на топливо вполне коррелируется с общим ростом цен на различные продукты и товары и падением курса рубля.
Перипетии опта
В первую неделю сентября оптовые биржевые цены на бензин выросли на 1,6–1,7% в зависимости от марки. Одной из причин этого назывался недостаток бензина на внутреннем рынке. Так, на заседании оперативного штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов в России, которое проходило в начале сентября, отмечалось, что некоторые нефтяные компании не обеспечили накопление запасов топлива в объеме, рекомендованном Минэнерго России. На 1 сентября суммарные запасы бензина составили 1,55 млн т, что на 200 тыс. т ниже рекомендованного уровня. Производство и поставки нефтепродуктов уменьшились, с одной стороны, из–за совпадения планового ремонта на ряде нефтеперерабатывающих заводов в Белоруссии и России с аварией на Ачинском НПЗ, а также из–за отставания на пару недель от планируемого запуска после реконструкции Ярославского НПЗ. С другой стороны, существует мнение, что дефицит формировался искусственно, компании придерживали топливо, чтобы продать его потом по более высокой цене.
В интервью газете "Ведомости" глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что повышение цен было вызвано ожиданием дефицита на рынке, но в итоге топливные компании за счет загрузки мощностей обеспечили выпуск достаточного количество бензина.
И через неделю, 12 сентября, по данным оперативного штаба, уже и запасы были пополнены, и оптовые цены пошли вниз.
Впрочем, на розничных ценах это вряд ли отразится, поскольку их рост значительно ниже, чем оптовых. Так, в августе 2014 года тонна бензина АИ–92, по данным Петербургской международной товарно–сырьевой биржи, стоила на 25% больше, чем в январе 2014 года.
Все под контролем
Штаб при Минэнерго был создан в 2011 году, после того как в ряде регионов возник дефицит нефтепродуктов и резко выросли цены на топливо.
Как рассказывал ранее президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин, Министерство энергетики очень активно следит за тем, чтобы внутренний рынок был наполнен нефтепродуктами. Для этого включены различные механизмы. Например, закачивается нефть на перерабатывающие заводы в Белоруссии, и оттуда идут определенные объемы, каждая нефтяная компания выставляет на биржу до 10% нефтепродуктов, и наличие запаса топлива на месяц вперед постоянно контролируется.
В конце августа состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с главой ФАС Игорем Артемьевым. На ней президент просил следить за ценами на горюче–смазочные материалы и оперативно реагировать на скачки.
Игорь Артемьев, в свою очередь, заявил, что задача удержать розничные цены в пределах инфляции вполне реальна. Отметим, что за 8 месяцев 2014 года инфляция составила 5,6%, в то время как, по данным Росстата, цены на бензин выросли на 6,8% и продолжили рост в сентябре. На общую динамику по году может повлиять разве что ноябрьское сезонное снижение, на которое надеется Игорь Артемьев.
Единственное, на что цены растут не так интенсивно, — это дизельное топливо, которое и используется во время, например, уборочной кампании, то есть имеет социальное значение.
Прогнозов нет
Сказать, что будет с ценами дальше, никто не берется. Нефтяные компании давно уже не комментируют ценовые тренды, опасаясь обвинений со стороны ФАС в разжигании ненужного ажиотажа. Независимые топливные операторы также молчат.
В самой антимонопольной службе обещают к октябрю завершить расследование по ценам на нефтепродукты в РФ. А пока ФАС продолжает мониторинг, и ее руководители говорят о том, что в некоторых случаях может идти речь о возбуждении дел в связи с нарушением законодательства или о выдаче предупреждений. А потребителям остается лишь надеяться, что цены не будут устанавливать новых рекордов.